7 июля
Иван-Купала, Иванов день. Иван цветной.
По церковному календарю. Церковь празднует рождество Иоанa Крестителя. Отец Иоанна Захария, первосвященник Иерусалимского храма, жил с женой Елисаветой в Иудейских горах. Супруг юлили Единого о ребенке. И вот однажды, когда Захария читал в сраме службу, по преданию, явился ему Архангел Гавриил: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей»
Захария не поверил посланнику, и в наказание лишился дара Заговорил священник только после того, как у него родился Иоанн.
Согласно преданию, подросший Иоанн стал ближайшим предвестником Иисуса Христа. Уже в зрелом возрасте он удалился в Иудейскую пустыню.
Согласно легенде, внешним знаком покаяния и духовного обновленияя он избрал крещение, то есть омовение в воде, через погружение. Сам Христос принял крещение от Иоанна.
По народному календарю. Купала — древнейший праздник благоения солнца, зрелости лета и зеленого покоса.
Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь бы Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.
Купальские игрища
и праздники совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников — «купальские». В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В одной из купальских песен прямо говорится: «Ай, Купала наш веселый, князюшка наш летний, добрый».
Любовные обряды. Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».
В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Очистителные обряды. Чистоплотным Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру Иванова дня вологодские бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. В той же Вологодской губернии накануне Ивана Купалы крестьянки мыли у колодца кадушки — один раз в год.
В Пензенской губернии точно так же черпали росу, хотя здесь она служила не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропияи кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы. Впрочем, от клопов существовало и другое, более ради" кальное средство. Когда в дом приходил священник и, окропив свя той водой, собирался уходить, ему нужно было вслед мести пол, при говаривая: «Куда поп, туда и клоп». Говорили: «После этого ужб н одного клопа не останется, так как все они перейдут в тот дом, куД далее направится священник».
Одним из довольно распространенных обрядов было обливай каждого встречного... грязью. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа.
В Орловской губернии деревенские парни одевались в грязное, белье и отправлялись с ведрами и кувшинами на реку, где наполняли их самой грязной, мутной водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая каждого, кроме стариков и малых детей. Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек: парни врывались даже в дома, выталкивали девушек на улицу силой и здесь с головы окачивали водой и грязью. Девушки старались отомстить парням и тоже бежали на реку за водой и грязью. Кончалось все тем, что молодежь гурьбой устремлялась на реку и, выбрав укромное местечко, купалась вместе, разумеется, и парни, и девушки оставались в одежде.
В некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признавали в Иванов день очень опасным, так как водяной считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди и не только тем, что топит всякого неосторожного, но, затащив в глубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом.
В Орловской губернии с Иванова дня начинали ломать прутья для банных веников. Считалось, что веники, срезанные до Иванова дня , приносят вред для здоровья(на теле будет «чес»).
В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше — тот будет счастливее.
Купала-травник. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кла-дут под Иванову росу, высушивают и берегут их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время.
В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием пользова-лись:
1. Петров-крест — трава, похожая на простой горох без стручков, (Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы.)
2. Чертогон — трава с теми же свойствами: ее втыкают в трещину над воротами и калиткой — от колдунов, и под крышами — для изгнания чертей.
3. Чернобыль-трава. Эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья».
4. Зяблица — помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке.
5. Расперстьице — эту траву сушат, и порошком ее присыпают больные места на теле (порезы, нарывы, опухоли).
Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил», «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров).
Чудеса на Купалу. С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки...
Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты.
Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.
Приметы. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов. На Иванову ночь звездно — много будет грибов.
В некоторых местах на Ивана Купалу открывают большой покос.
Лучшие купальские гадания:
Кольцо в воде
Надо взять обыкновенный стакан с совершенно ровным дном, без всяких рисунков, налить в него воды и осторожно опустить на середину круглое обручальное кольцо, предварительно вычищенное, потом надо смотреть через воду в середину опущенного кольца. В скором времени там появится образ суженного.
Гадание должно происходить при свечах в полночь.
Гадание на воске
Для того, чтобы можно было выполнить это гадание, берут восковую свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растаял, берут стакан с холодной водой и сразу одним духом выливают в воду содержимое ложки.
По полученной фигуре гадают. Гадать нужно при свечах.
Имя суженого
В полночь девушки выходят на улицу и спрашивают имя мужчины у первой проходящей женщины.
Указанное имя обыкновенно обозначает имя суженого.
Гадание по теням
Берется целый лист бумаги , причем этот лист бумаги надо измять руками так, чтобы он превратился в бесформенную массу, однако, избегая превратить его в шар, но оставляя некоторый контур. Для этого желательно не смотреть на бумагу в тот момент, когда ее мнете.
Когда бумага готова, ее кладут на дно опрокинутой тарелки и зажигают при помощи спички. Сгоревшую бумагу, не шевеля и не разрушая формы пепла, подносят к стенке, осторожно поворачивая края тарелки пока не обрисуется какая-либо тень, по очертаниям которой судят о суженом.
Обряды и гадания
ПРЫГАНЬЕ ЧЕРЕЗ КОСТЕР В ночь под ивана купала разводится большой костер из сучьев и соломы и прыгают через огонь с разбега, причем, удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, - обозначает выход замуж или удачу.
УСЛОВИЯ ГАДАНИЯ Все гадания, а также перемена личины, т.е. маскарад, осуждались церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12-ти часам ночи. Наиболее удачными днями гадания считаются святки, ночь под новый год, под крещенье, и летом - день ивана купалы. Обычно в старину, гадавшие и ряженые в день освящения воды на крещенье, несмотря ни на какой мороз, окунались в проруби, смывая этим свои грехи.
ПУСКАНИЕ ВЕНКА На Ивана Купала бросить в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть.
Характерная примета Ивана Купалы- многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки". В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут.Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!" Травка "зяблица" помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле- порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
На ночь Ивана Купала надо поймать живую гадюку, продеть сквозь ее глаза белую нитку, и этой ниткой прошить какую-то из носильных вещей своего избранника. Степени силы этого способа гарантировать не могу - не пробовала, но, если вы действительно решили привораживать таким способом и, рискуя собственной жизнью, еще и измываетесь над живой тварью, то это настоящая ЛЮБОВЬ.
Ведьмовской вопрос
Деревенские жители относились к ведьмам двояко. С одной стороны, надо же где-то лечиться, с другой стороны - проверка на вшивость типа купальской. Если не прыгаешь через костер, если не валяешься в грязи, а потом не лезешь купаться в речку в этой грязной одежде вместе со всеми (тоже мне обычай) - значит, нечистая. Колдовка, значит. Бей ее. Она мне ребенка сглазила, а мне поле пережала.
На самом деле, купальские бесчинства становятся позволительными простым людям (не магам) лишь потому, что летнее солнцестояние - профессиональный праздник ведьм. Из городов и деревень, из сонных лощин и цветущих долин несутся они на своих мощных метлах, нимбусах корейского производства, на шабаш, слет мыслящих женщин. А шабаш - на горе. Или в заброшенном доме готической наружности. Или в Стоунхендже. Те ведьмы, которых на съезд не пускают, объясняя эту несправедливость их низкой квалификацией, летают и веселятся сами по себе - с подружками с местности. Ибо каждая ведьма знает как минимум 5 себе подобных, и входит с ними в контакт каждую свободную минутку: бывает с помощью телепатии, а бывает и по интернету.
Собравшись вместе, ведьмы вызывают себе дежурного дьявола. Вопреки распротсраненному заблуждению, они не молятся на дьявола, а играют с ним, пляшут, целуются и все такое. Легко себе представить: толпа одиноких женщин и один привлекательный парнишка в мантии с красным подбоем. С ховстом, рогами - дюже эротично. А если всерьез, то никем еще не раскрыта тайна шабашей. Что означают метлы и полеты на них? Каков состав и действие волшебной мази? Были ли шабаши чистой галлюцинацией? Если да, то как ведьмы из разных мест узнавали друг друга, встречаясь в реальной жизни? И узнавали ли, право слово?