Николай РЕРИХ. Матерь Мира. 1924. Холст, темпера. 117x89 Музей им. Николая Рериха (МЦР), Москва, Россия
2 вариант Николай РЕРИХ. Матерь Мира. 1924. Холст, темпера. 117x89 Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Долгие годы обе картины являлись достоянием Нью-йоркского Музея Николая Рериха, но несколько лет назад 1-й вариант был выкуплен российским меценатом и передан Московскому Музею им. Н.К. Рериха. Теперь эта удивительная картина может радовать каждого посетителя московского музея. Второй вариант картины остался в Нью-Йорке.
Картина «Матерь Мира» является центральным полотном и главным фокусом серии картин Николая Рериха под названием «Знамёна Востока».
Героями этой серии Рерих сделал величайших подвижников, святых и духовных учителей различных культурных традиций, которые каждый в своё время совершили подвиг преображения сознания человечества.
Сокровенно считается, что именно Матерь Мира испокон веков вдохновляла и посылала в мир на подвиги во имя человеческой эволюции своих лучших Сынов.
"Матерь Мира" - это не просто картина, это своего рода картина-икона, которая посвящена Великому Женскому Началу, как символу Матери - Матери рождающей и Матери дающей, Жизнедательницы всему сущему, Защитницы и Охранительницы Жизни.
Её образ Николай Рерих принёс из древних культов, где она была сравнима с землёй, солнцем, огнём, водой.
В древности у многих народов почти все Высшие Божества были Женского Начала. Все древнейшие религии почитают Матерь Мира в том или ином аспекте женских божеств и во всём мире чтят Богинь наравне с Богами в разных её обликах: как Царицу Небесную, как Мадонну, Богиню Кали, Гуаньинь, Канон, Преблагую Дуккар, Иштар, Мириам, Белую Тару, Радж-Раджесвари, Ниуку…
В древнем Египте это Изида, Кали - у индусов, у гностиков - София, Дуккар - в Тибете, Гуань-Инь - в Китае, Венера в - Финикии, Бэллус - в Ассирии, Анахита - в Персии.
Любой человек, когда-нибудь изучавший историю религий, наверняка бы заметил, что во всех древних религиозных культах боги и богини занимали одно (общее) почётное место как в исторических памятниках, религиозной литературе, так и в народных преданиях.
К образу Матери Мира - вдохновительницы, творительницы, всюду вносящей добротворчество - Николай Рерих неоднократно обращался и в живописи, и в литературных очерках.
В его книгах «Держава Света» и «Твердыня пламенная» можно найти такие строки: "На всём Востоке и на всём Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения к этому Высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!" ("Держава Света")
"Радж-Раджесвари - Всемогущая Матерь! Тебе поет индус древности и индус наших дней. Тебе женщины приносят золотые цветы и у ног Твоих освящают плоды, укрепляя ими очаг дома. И помянув Изображение Твое, его опускают в воду, дабы ничье нечистое дыхание не коснулось Красоты Мира. Тебе, Матерь, называют место на Белой Горе, никем не превзойденное. Ведь там встанешь, когда придет час крайней нужды, когда поднимешь Десницу Твою во спасение мира, и, окружася всеми вихрями и всем светом, станешь, как столб пространства, призывая все силы далеких миров" (Н. К. Рерих. "Твердыня Пламенная").
Матерь Мира - это Великий Дух Женского Начала!
Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом Священном понятии всех веков и народов!
Сколько красоты, самоотвержения и трагичности в этом величественном Облике!
Космическими волнами приближается к человеческому сознанию великое понятие Матери Мира. Она является символом наступающей Новой Эпохи - Эпохи Женщины. Недаром женская половина человечества стала так яро бороться за свои права!
Это дуновение Новой Эпохи заряжает женскую половину человечества своей энергией! Сама Матерь Мира борется за восстановление прав женщины, так долго и несправедливо униженной мужчиной!
В Сокровенных Знаниях древних учений говорится о том, что Темную Эпоху (Кали Югу) должна непременно сменить Светлая Эпоха (Сатья Юга), которую и называют Эпохой Женщины или Эпохой Матери Мира. По сокровенным срокам эта Новая Эпоха началась ещё в 1924 году, и она связана с возрождением женщины, где ей будет принадлежать особая роль.
Именно в это время, близкое к 1924 году, наша планета стала насыщаться новыми энергиями, связанными с Огнём (в его высшем тонко-духовном проявлении), которые дали импульс к пробуждению угнетаемого в веках Женского Начала. Этот Огонь ознаменует новый виток эволюции, напитанный женской энергией, - Эпоху Матери Мира.
Сегодня Эра Женщины уже наступила, и её признаки невозможно не увидеть: женщина, испившая на протяжении многих тысячелетий чашу страдания и унижения, и тем закалившая дух свой в великом терпении, устремилась к свободе - к равным правам с Мужским Началом.
Древние легенды Востока говорят, что Матерь Мира пожелала скрыть Свой Лик и Свое Имя от человечества после падения Атлантиды, когда тьма достигла апогея и человечество погрузилось во мрак безнравственности и бездуховности. Защитница и Охранительница Жизни сокрыла свой Лик для того, чтобы заставить людей опомниться...
Ведь семья, лишившаяся матери, перестает быть семьей в истинном значении этого слова! Испытав всю горечь отсутствия родной, любящей и заботливой матери, такая семья на протяжении долгого времени остаётся глубоко несчастной!
Современное печальное состояние нашей планеты, на которой процветает зло, безнравственность и бездуховность, аналогично состоянию семьи, лишившейся матери, как главного духовного водителя и воспитателя лучших качеств в своих детях. Как результат недостойных помыслов и деяний, люди испивают теперь полную чашу страданий...
Но, как немыслима земная семья без человеческой матери, так же немыслимо и существование Космоса без Божественной Матери. И каждой планеты в нём. Ведь небо и земля подчинены действию одних и тех же вечных, неизменных, божественных законов, которые осуществляют Единую Высшую Волю среди богов и людей, начиная с самых высших проявлений жизни и кончая самыми низшими.
Твоим Приказом океан замолкает, и вихри черты невидимых знаков наносят.
И Она, Лик Сокрывшая, встает на страже Одна в сиянии знаков.
И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдра, знака Ее Мощи.
Из спирали Света знак соткала Сама в молчании. Она, Водительница идущих на подвиг!
Четыре угла - знак Утверждения, явлен Ею в напутствие решившимся".
Возвращаясь к картине Николая Рериха, посвященной Матери Мира, необходимо вспомнить о том, что Рерих был не обычным художником, а художником-космистом, художником-символистом и интуитивистом. И на свои полотна не наносил просто так ни одного штриха, ни одной линии и мазка кисти. Картина "Матерь Мира" - тому подтверждение.
Также здесь обязательно надо сделать акцент на том, что эскизы и композиция картины "Матери Мира" были подсказаны Николаю Константиновичу его супругой - вдохновительницей и верной единомышленницей - величайшим философом ХХ века Еленой Ивановной Рерих, которая видела и записала сон:
"Стою среди покинутых дворцов романо-германского стиля. На безоблачном бирюзовом небе появилось вдали белое облачко, которое приблизилось и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах, которые переливаются ослепительным блеском и голубым серебром... Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений - радужную спиральную звезду - Додекаэдрон, необычной красоты и образующий почти круг на ослепительно серебристом поле. Голова и Лик накрыты платом, виднеется лишь подбородок телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугой..." (Е.И.Рерих. "У порога Нового Мира")
Посмотрим ещё раз на картину Николая Рериха… На фоне ночного неба в фиолетовой Беспредельности и сиянии звёзд Матерь Мира возвышается над Рекой Жизни, которая является символом беспрерывного потока Бытия. По Реке Жизни плывут рыбы, символизируя человека, а сокровенно являясь символом Христа. В Евангелиях мы нередко встречаем аллегорическое упоминание рыб. (В этом ключе можно поразмышлять над эпизодом, в котором Христос набирал в ученики рыбаков, Говоря им: «Следуйте за мной, и Я сделаю вас ловцами человеков».)
Ниспадающие, мягкие складки хитона Великой Матери окрашены орнаментом геометрических фигур, говорящих о стройности и незыблемости построения Мироздания.
Сокрытый Лик символизирует конец Темной эпохи, Тайны Вселенной и говорит о сокровенных Знаниях, которые будут открыты человечеству в наступающей Светлой Эпохе.
Над головой Величественной Фигуры Матери Мира мы видим яркую звезду, а справа и слева - два созвездия: Семь Старцев (Большая Медведица) и Три Мага (фрагмент созвездия Орион). "Между ними, - поясняет Рерих, - неудержимо сейчас несётся к Земле Звезда Утра - светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую Эпоху человечества".
В одном из вариантов картины Рерих уподобляет звезды маленьким антропоморфным фигурам, напоминающим скульптурки Учителей в традиционной для Востока позе. Каждая звезда - это свое солнце, а сравнение Учителя с Солнцем общепринято на Востоке, по крайней мере, в Индии. Все эти звезды-Учителя обращены в молении к великому и грандиозному по своим галактическим масштабам образу Матери Мира.
С чувством благоговейной любви обратились к Ней земные женщины в восточной и западной одеждах, изображенные внизу на картине. В руках у них дары - ларец и книга, символизирующие накопления двух великих Культур - Востока и Запада.
Фигура восточной женщины держит ларец - символ духовного достижения и Мудрости, которыми испокон веков славится Восток. Западная женщина держит в руках книгу, являющуюся символом достижения западной научной мысли.
Сама Матерь Мира словно соткана из Света. Ее мерцающая аура в виде двух ослепительных колец словно живет, словно вибрирует, наполняя своим дыханием космическое пространство. Как вспышки звезд, разбегаются лучи и расходятся кольца света. Эта картина словно дышит, ее сюжет оживает буквально у нас на глазах!
Посмотрите на неё под разными углами зрения, и вы удивитесь, увидев, как вдруг задвигаются рыбки на картине, и зажурчит в реке вода, а Духовный Свет Великой Матери будто коснётся вас своими лучами! И вот уже сердце волнуется, глядя на картину! И просыпается неудержимое желание воспарить над Землей и устремиться к галактическим просторам…
В очерке "Великая Матерь" Николай Рерих писал: "Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Куанин, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука - все эти благие образы, все эти жертвовательницы собрались в беседе, как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира, когда приблизятся к земле Высокие Энергии, но в гневе и в разрушительстве эти энергии вместо сужденного созидания дадут губительные взрывы.
В улыбке единения все стало простым. Ореолы Мадонны, такие одиозные для предубежденных, сделались научными физическими излучениями, давным-давно известными человечеству аурами. Осужденные рационализмом современности символы из сверхъестественного вдруг сделались доступными исследованию испытателя. И в этом чуде простоты и познания наметилось дуновение эволюции Истины."
Очень проникновенны слова Александра Клизовского (ученика и последователя Рерихов), который своём труде "Основы Миропонимания Новой Эпохи" целую главу посвятил Матери Мира. Вот несколько строк оттуда:
"Почитание родителей есть основной модус всякого нравственного кодекса, но почитание матери стоит на первом месте. Самое ценное, что человек имеет в своей жизни, это его мать. Нет у него более близкого существа, более преданного друга, чем его мать. У людей бывают случайные отцы, но случайных матерей не бывает. Если подумать, чем всякий человек обязан своей матери, то чувство безграничной преданности и любви к той, которая выносила его под своим сердцем, дала жизнь, вырастила и воспитала, должно быть единственным ответом и преобладающим чувством над всеми прочими чувствами человека. Если столь велика и ценна роль и значение всякой земной матери, то неизмеримо большее значение для человека имеет его Небесная Мать,… и при почитании земной матери большее право на почитание имеет Небесная Мать.
Счастлив будет человек, который поймет это и, как говорил Христос, воздаст кесарю кесарево и Богу Божие, который, помня и почитая свою земную мать, будет всегда чтить и во всех своих нуждах призывать свою Небесную Мать. Благословенны будут страна и народ, которые первыми построят храм во имя Великой Матери всего сущего, в котором будут превозносить Ее Святое Имя, будут петь гимны в честь Владычицы Мира и в котором жрицей будет женщина."
Для расширения представления о Матери Мира предлагаю несколько легенд, посвященных этому Великому Облику. Легенды взяты из книги "Криптограммы Востока".
Матерь Мира
Матерь Мира скрывает Имя Свое. Матерь Мира закрывает Лик Свой.
Матерь общая Владыкам, не символ, но Великое явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды, Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг.
С давних пор Матерь посылает на подвиг. По истории человечества Ее Рука проводит неразрывную нить.
При Синае голос Ее звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Истар.
После Атлантиды, когда Люцифер нанес удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить.
После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя, пока не пробьет час Светил.
Сияние Матери Мира
Лиловая Аура Матери Мира светит нам. Кто не преклонится? Кто дерзнет на Нее?
Среди сужденных сокровищ хранятся Ее светлые украшения. Учение о Ней горит фиолетовым лотосом.
Пусть боль центров солнечного сплетения будет связана с Ее днями.
Пусть новые кольца змия расплетаются в Ее время. Пусть трубы воздуха звучат в начало Ее.
Матерь Мира, пустыню пройди, ибо цветы за Тобою. Матерь Мира, на гору взгляни, ибо светятся горы огнем Твоим!
Ушли ненавистные люди, подымаются орды. Новые чудеса, новые носители и рушение стен покрыто гласом:
"Матерь идет!"
"Матерь Будды, Матерь Христа, устреми Сыновей Твоих! Если даже скала падет на меня, буду знать, от Шагов Твоих!" Так наполним пространство.
Приказ
И поверх всех словесных приказов звучит Приказ Безмолвный, Всепроникающий, Неотменный, Неделимый, Неотвергаемый, Ослепительный, Щедрый, Неописуемый, Неповторяемый, Неповрежденный, Неизреченный, Безвременный, Неотложный, Зажигающий, явленный в Молнии.
Вот два Приказа - на концах Мира Владыки Христос и Будда. И слово Их, как меч сверкающий, но поверх Их грома явлен Приказ Безмолвный.
Поверх Их Покрывшая Лик Свой, Соткавшая пряжу Дальних Миров Посланница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного!
Твоим Приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят.
И Она, Лик Сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдрона, знака Ее Мощи.
Из спирали Света знак соткала Сама в молчании. Она Водительница
идущих на подвиг!
Четыре угла, знак Утверждения, явлен Ею в напутствие решившимся.
Игра Матери Мира
Какая великая игра Матери Мира! Она подзывает детей от дальнего поля.
"Спешите, дети, хочу научить вас. У Меня приготовлены для вас зоркие глаза и открытые уши. Присядьте на Мое покрывало, будем учиться летать!"
Огненный щит
Указала Матерь Мира: "Соберитесь, ветры, соберитесь, снега, не являйтесь, птицы, и не подходите, звери.
Не утвердится нога человеческая на Моей Вершине. Не утвердится основа дерзания темного.
Не удержится свет месяца, но луч солнца достигнет Вершину.
Сохрани, солнце, Вершину Мою, ибо где встану на страже?
Никогда не взойдет зверь и не удержится сила человеческая".
Сама Матерь Сущего с огненным щитом станет на страже.
Что блестит на Вершине? Чему вихри сложили венец сияющий?
Она, Великая Матерь, одна поднялась на Вершину.
И никто не взойдет за Нею.
Пламенный плат
На самой высокой горе сияет Матерь Мира.
Она тьму поразить вышла.
Почему упадают враги и куда с отчаянием обращают глаза?
Она одела пламенный плат и окружилась стеною огня.
Она наша крепость и устремление!
О происхождении Гор
Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, Он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: "Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут частые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья,. или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота".
И Создатель ответил: "Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением"
О происхождении Молнии
Создателю сказала Матерь Мира: "Когда закроется Земля темными пеленами злобы, как будут проникать спасительные капли Благодати?"
И Создатель отвечал: "Можно собрать потоки Огня, которые могут прободать любую толщу тьмы".
Матерь Мира сказала: "Действительно, искры Огня Духа Твоего могут дать спасение, но кто же соберет и сбережет их на потребу?" Создатель ответил: "Деревья и травы сохранят Мои искры, но когда листья опадут, то пусть деодар (кедр) и сестры его на весь год сохранят свои приемники Огня".
Так в разных мифах отражалась связь с Высшим Миром. Всюду отмечалась забота о человечестве и всех тварях"
Мыслью ко Мне устремившись и коснувшись ауры Моей Планеты, можно магнитно пытаться извлечь из энергий ее энергии, созвучные духу. Это и будет соприкосновением с Резервуаром Космической Мысли. Можно и на Земле, но устремление к Дальним Мирам дается как следующая ступень достижения духа.... Грани Агни Йоги. Б. Абрамов
Стоит только закрыть глаза, войти в состояние безмолвия, медитативного состояния, появляется на внутреннем экране фиолетовый, лиловый, немного зеленого и белый сияющий Свет. Это спектр основных лучей Высокочастотных Энергий, которые окутывают нашу планету .
Духовно устремленные люди принимают токи пространственного Огня, проводят их в материю через свои Сердца, наполняя ими коллективную ауру человечества.
Эти Огненные высокочастотные потоки проникают в наш материальный мир через воплощенных представителей Иерархии Света, вследствие разнообразной духовной работы, адаптируя эти тонкие вибрации для мира форм, передавая их через общение тем , кто пока не может самостоятельно соприкоснуться с этой высокочастотной энергией, провести Её через себя.
Так происходит одухотворение человечества и Переход планеты Земля на новую ступень эволюции.
На Земле началась эпоха Матери Мира – эра Женского Начала, когда важную роль начинает играть именно Женщина.
Е.И. Рерих писала : «Матерь Мира скрывает имя свое. Матерь общая Владыкам – не символ, но великое явление Женского Начала». Ее лучезарный Лик, который изобразил на своей картине Н. К. Рерих, сокрыт от наших взоров, но всех на Земле окутывает ее защитный Покров, оберегая и направляя нас .
Чем больше мы настраиваемся на вибрации этой Высокочастотной Энергии, идя по Духовному Пути, стремясь быть лишь в Нем, пребывая в состоянии наивысшей Любви, в Духе с Небесной Матерью, с Ее Огнем, тем сильнее через нас идет поток духовной энергии Матери Мира, тем светлее и чище становится на Земле.