Теперь у нас появится свой день Влюблённых. Вместо святого Валентина мы будем чествовать Петра и Февронью, союз которых является для нас образцом для подражания.
История любви.
Князь Петр победил "врага рода человеческого", появившегося в Муроме в образе страшного "блудного Змия" - оборотня. Святой сразил его легендарным Агриковым мечом, но от ядовитых капель крови дракона Петр тяжело заболел. Спасла его от страшного недуга мудрая дева Феврония из деревни Ласково (под Рязанью). Князь обвенчался с ней в Муроме, но гордые бояре и завистливые их жены не желали иметь княгиню из простого звания. Раз за трапезой обвинили они княгиню за то, что крошки хлебные собирала она со стола. Но когда святая открыла ладонь, то "...абие посыпался у нее из рукава и фимиам и ладон, и поиде благоухание по всей полате, и просветися лице ея пачи меры". Когда же бояре потребовали выгнать Февронию, Петр последовал за своей изгнанной супругой. Утешая печаль супруга, Феврония показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в цветущие пышные деревья.
Вскоре град Муром постиг гнев Божий, многие погибли в боярской междоусобице и народ потребовал возврата законных правителей. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно принимают монашеский постриг, получая новые имена - Давид и Евфросиния, завещают положить их в единой каменной гробнице. Феврония перед кончиной шила золотом воздух и хотела закончить работу, но когда третий раз известил брат Давид свою возлюбленную сестру о том, что уже отходит, она обернула нить об иглу и воткнула в свою работу. Перестала тянуться золотая нить, с ней престала и земная жизнь Евфросинии.
Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили. Чудо повторилось. На этот раз люди "положиша их во едином гробе". "И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелени быша"
Идеал супружеской любви
Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. До советского времени их мощи хранились в муромском соборе Рождества Богородицы.
Современность
В 1992 году светские власти города Мурома приняли решение о совмещении Дня города с Днем прославления благоверной четы Петра и Февронии. С тех пор датой праздника стало 8 июля.
Епископ Владимирский и Суздальский по этому поводу сказал: "Именно молитвами Божиих угодников Петра и Февронии стоит град Муром. Муромские чудотворцы перед Господним Престолом молили и ходатайствовали о нас с вами. Дабы мы осознавали глубоко основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире... Не материальность возвышает человека, а его чистота, милосердие и любовь". Светлана Медведева
Супруга избранного президента выступила с поддержкой инициативы муромских властей о введении в России нового праздника, который должен стать альтернативой европейскому Дню святого Валентина. По всей России, возможно, будут отмечать православный день поминовения святых Петра и Февронии, русских покровителей влюбленных. Мощи святых хранятся в муромском храме, являя собой символ любви и верности. Супруга избранного президента России Светлана Медведева посетила Муром и сообщила, что праздник будет отмечаться 8 июля. «Мы проведем его в русле русских традиций. Эмблемой праздника можно сделать ромашку - настоящий русский цветок» - предложила первая леди страны.
Svet
6.7.2008, 15:29
Замечательная история Любви! Замечательная традиция празднования! Да еще сразу после Ивана Купала, когда все то и дело говорят о Любви и ищут Чудо - цвет папорти, чтобы он исполнил самое заветное желание - подарил Любовь и Счастье на всю жизнь. Думаю, что обязательно наша семья поддержит эту традицию!
счастливая
8.7.2008, 14:54
Святые Петр и Феврония Муромские
blagovesta
11.7.2008, 23:01
[Петров день] 12 июля - день святых апостолов Петра и Павла.
Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла исстари известен в народе под именем Петрова дня и в былое время имел большое значение в быту наших предков как один из важнейших дней в религиозном, юридическом и хозяйственном отношениях. Известно, что около Петрова дня солнце достигает самого сильного влияния на землю, потому древнерусский люд посвящал это время солнцу (в язычестве празднование Ярилы). Наши простолюдины, - пишет И,П,Калинский, - доселе верят, что в Петров день рано утром играет солнце, и многие сами стараются увидеть это чудное явление. Иностранец Адам Олеарий так описывает празднование Петрова дня на Руси:
'У всех русских и москвитян около Петрова дня отправляется (приводится) старинное зрелище. Хотя они строги и безвыходно держат жен в своих домах, так что редко пускают их в церковь или гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга; там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни, сводятся одна с другою за руки, водят круги или пляшут с рукоплесканиями и притаптывают ногами'.
Простонародная русская пословица говорит: 'У мужика то и праздник, что Петров день'. Нужно сказать, что святой апостол Петр считается в народе покровителем рыболовного промысла и потому нередко прямо называется Рыболовом. Такое верование особенно сильно между рыбаками, и потому они весьма часто обращаются за помощью к этому святому апостолу. Приходится ли закидывать сети, застигнет ли на воде буря, не удается ли рыбный лов, - рыбаки молятся апостолу Петру. В иных случаях они даже складываются на большую восковую свечу и ставят ее перед образом 'ловца рыб' - св. апостола Петра, который был сам по занятию рыбарем, призван был Господом к апостольскому служению в то самое время, когда занимался рыбною ловлею. Обратившись к Петру и брату его Андрею, Иисус Христос сказал: 'Грядите по мне и сотворю вы ловца человеком' (то есть, будьте при мне, и я сделаю вас ловцами душ человеческих). Не могло ускользнуть от внимания народного то обстоятельство, что сам Господь благословил занятие Петра, и, как замечает евангелист, после этого благословления, вместе со своими людьми будущий апостол поймал так много рыбы, что от тяжести ее едва не растерзались сети.
Петров день - разговины, конец Петровского поста. На вологодчине в этот день приводили в церкви быка, резали его, варили мясо в больших котлах и разговлялись все сообща. В других краях принято было оставлять остатки семейной трапезы на столе с тем, чтобы все умершие предки тоже могли разговеться в этот день. В вечерних застольях принимали участие только женатые и старики. А молодежь еще с вечера уходят в лес или в поле (в июле каждый кустик ночевать пустит), чтобы караулить восход солнца. Оно в это утро играет особыми цветами и оттенками, лучи его переливаются и искрятся, подобно радуге.
В поле девушки приносили смолу, солому, лавочки. Они жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали двенадцать цветов с двенадцати полей, клали их под головы и приговаривали:'Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди!
Встретив солнце молодежь не спешила расходиться по домам, а девушки продолжали, как и в Троицу, плести венки, гадать по ним, а также переплетать березки, придавая им разные формы.
Петр-Павел жару прибавил.
На Петров день дождь - урожай не худой; два дождя - хороший; а три - урожай богатый.
К Петрову дню вода в реке умеженится (спадет).
Соловей поет до Петрова дня.
С Петрова дня кукушка перестает куковать.
Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то и зима ляжет за неделю или за две до Рождественского заговенья, если же кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после заговенья на Филлипов пост.
счастливая
24.7.2008, 16:55
Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в с. Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских.
В 903 г. она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 г. восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси.
В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята имп. Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь. Великая княгиня Ольга Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император; имя русской княгине наречено было в честь св. царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя свт. Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой кн. Дира, Благовещения в Витебске, Святой Живоначальной Троицы во Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» - на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».
Преставилась св. кн. Ольга в 969 г., завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.
blagovesta
1.8.2008, 11:50
ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТМЕЧАЮТ ДЕНЬ ПАМЯТИ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
Отец Серафим родился 1759 года с 19 на 20 июля и наречен был Прохором, в честь святого Прохора от семидесяти апостолов и семи диаконов первенствующей Церкви в городе Курске. Будучи семнадцати лет от роду, Прохор решил вступить на путь иноческой жизни. Приняв постриг, он был наречен Серафимом, что значит пламенный.
Серафим подвизался в Саровской пустыни более пятидесяти лет. При жизни своей он многих назидал, просвещал, утешал, врачевал словом, делом, примером и молитвою, так и после кончины чудные подвиги и наставления его, передаваемые из уст в уста бесчисленными очевидцами, слушателями, учениками и всеми, кто при жизни его получал от него какую-либо душевную пользу, не перестают быть поучительными для всех достойных почитателей памяти старца, желающих подражать благому житию и следовать учению его.
В тридцать четыре года Отец Серафим удалился в пустынь - одинокую келию в глухом лесу. Отец Серафим добровольно удалился в пустыню, но не без рассуждения и благословения настоятеля. Келия находилась в сосновом дремучем лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за пять от монастыря. Она была построена из дерева и состояла из одной комнаты с печкой; в комнату можно было проходить через сенцы, к которым приделано было крылечко. Вокруг келии был устроен небольшой огород с грядами. Все это пространство было обнесено забором. Холм, на котором стояла уединенная келия, находился по соседству с другими возвышениями.
Какие подвиги нёс отец Серафим в своей пустынной келии; сколь разнообразны и тяжки они были; в какой мере они высоки были и сколь угодны Богу - глубокая тайна сокровенного сердца подвижника. Видимые подвиги отца Серафима в это время состояли из трудов телесных, чтения книг и молитвословий. От телесного упражнения сил старец входил в состояние благодушия, которое изливалось в пении священных песен. Всегда внимательный, владевший счастливой памятью, он знал множество церковных песней, которыми освежал свой дух среди однообразия телесных занятий.
Далее старец принял на себя иноческий труд молчания. "Паче всего должно украсить себя молчанием. Молчанием видел многих я спасающихся, многоглаголанием же ни единого. Молчание есть таинство будущего века, словеса же суть мира сего". Если к нему в пустынь приходили посетители, он к ним не являлся. Случись ему встретить неожиданно в лесу кого-нибудь, старец падал ниц и до тех пор не поднимал лица, пока встретившийся не проходил мимо. Таким образом, он сохранял своё безмолвие около трёх лет. Один брат приносил ему в пустынь пищу однажды в неделю, в день воскресный. Отец Серафим встречал его в сенях, принимал пищу и молча отпускал. Всё это были только видимые наружные проявления молчальничества. Существо же подвига состояло не в раружном удалении от общительности, но в безмолвии ума, в отречении от всяких житейских помыслов для чистейшего посвящения себя Господу.
После пятнадцати лет жизни в пустыни отец Серафим по болезни вернулся в монастырь и принял на себя подвиг затворничества. В келии своей - для отсечения своеволия - он не хотел иметь ничего, даже самых необходимых вещей. Икона, перед которой горела лампада, и обрубок пня, служивший взамен стула, составляли всё. Для себя он не употреблял даже огня. Вериг и власяницы отец Серафим не носил, и другим не советовал одевать их. "Кто нас оскорбит словом или делом, и если мы переносим по-евангельски - вот и вериги наши, вот и власяница! Эти духовные вериги и власяница выше железных."
В затворе старец провёл около пяти лет.
Когда он видел, что приходившие к нему внимали его советам, следовали его наставлениям, то не восхищался этим, как бы плодом своего дела: "И мы,- говорил он,- должны всякую радость земную от себя отдалять, следуя учению Христа, Который сказал: о сем не радуйдесь яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваши написаны суть на небесах".
Кроме дара прозорливости, Господь Бог продолжал являть в старце Серафиме благодать исцеления недугов и болезней. Так, 11 июня 1827 года исцелена была Александра, жена Нижегеродской губернии Ардатовского уезда села Елизареева дворового человека Варфоломея Тимофеевича Лебедева. В то время этой женщине было 22 года, и она имела двух детей. 6 апреля 1826 года, в день сельского праздника, она, возвратившись после Литургии из церкви, пообедала и затем вышла за ворота прогуляться с мужем. Вдруг с ней сделалось дурно: муж едва смог довести её до сеней. Здесь она упала на пол. Началась рвота и ужасные судороги; больная помертвела и впала в совершенное беспамятство. Через полчаса, как-бы придя в себя, она начала скрежетать зубами, грызть всё, что попадалось, и, наконец, уснула. Спустя месяц эти болезненные припадки стали повторяться с ней ежедневно, хотя не всякий раз в одинаковой степени.
Врачи, в их числе и иностранные, которые лечили больную, истощили всё своё искусство без малейшего улучшения и советовали больной положиться на помощь Всевышнего, ибо никто из людей вылечить её не может, это повергло больную в отчаяние.
В ночь на 11 июня 1827 года больная увидела сон. Явилась к ней женщина незнакомая, весьма старая со впалами глазами и сказала: "Что ты страждешь и не ищешь себе врача? Встань с одра своего и поспеши к отцу Серафиму в Саровскую обитель, он ожидает и исцелит тебя завтра". На вопрос, кто она такая явившаяся ответила, что она первая настоятельница Дивеевской общины Агафия. На другой день утром родные запрягли пару господских лошадей и поехали в Саров. Только больную невозможно было везти быстро: постоянно делались с ней обмороки и судороги. Сарова достигли уже после поздней Литургии. Отец Серафим затворился и никого не принимал, но больная, приблизившись к его келии, едва успела сотворить молитву, как отец Серафим вышел к ней и ввёл в свою келию. Там он накрыл её епитрахилью и тихо произнёс молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице; потом напоил больную святой Богоявленской водой, дал ей частицу своего антидора да три сухарика и сказал: "Каждые сутки принимай по сухарю со святою водою да ещё сходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафии, возьми себе земли и сотвори на сем месте сколько можешь поклонов: она (Агафия) о тебе сожалеет и желает тебе исцеления. Когда тебе будет скучно, ты помолись Богу и скажи: "Отче Серафим! Помяни меня на молитве и помолись обо мне грешной, чтобы не впасть мне опять в сию болезнь от супостата и врага Божия". Тогда от болящей недуг отошел ощутительно, с великим шумом: она была здорова во все последующие времена и невредима. После этого недуга она родила ещё четырех сыновей и пять дочерей.
Описаны и документально засвидетельствованы многочисленные случаи излечения по молитве отца Серафима, а также многочисленные случаи прозорливости старца. Двенадцать раз ему во время молитвы являлась Пресвятая Богородица. Однажды один монах, несший послушание далеко от Сарова, собирался покинуть монастырь, так как считал повинности слишком тяжёлыми для себя. Раз ночью пришел к нему странник с письмом от отца Серафима, в котором тот отговаривал его от этого поступка. При этом монах ни с кем не делился своими планами.
Свою смерть старец предсказал за год до неё, он разослал письма всем людям, которым хотел что-либо сказать, в которых благословил и дал советы каждому. Старец предсказал, что о его смерти возвестит пожар. 2 января 1833 года монахи заметили дым из келии отца Серафима, когда они взломали дверь, увидели, что тлели книги. Серафим стоял на коленях, положив руки на подставку и опустив на них голову. Умер он в молитве. Похоронен святой отец был в месте, которое сам для себя выбрал. Во время погребения Саровская пустынь была наполнена тысячами народа.
Также после кончина отца Серафима было задокументировано множество случаев, когда он помогал людям, обращавшимся к нему в молитве. Пустынь, где спасался отец Серафим, стала одним из мест паломничества православных христиан. Паломники ощущали духовную помощь при посещении святых мест.
Единственный из ветхозаветных пророков, которого с почтением признает православная церковь.
Илью пророка молили о ниспослании дождей (Илья мокрый), о прекращении дождей (Илья сухой). К нему обращались и с другими просьбами: об охране от ружейных ран, умножении урожая хлебов и лекарственных растений.
Помогает кладоискателям, охотникам на пушных зверей.
Защищает и исцеляет от колдовства и сглаза, порчи и болезней, кровотечения, лихорадки. Спасает от нечистого духа, разбойников, молодоженов от порчи, скот от бед. По приданию Илья посылает тридцать ангелов с луками и стрелами. Летчики в наши дни считают его своим покровителем – оберегающим их в небе. Но илья пророк может и справедливо наказать - продавцов, которые обвешивают.
У многих народностей Илия считается громовержцем, подобно древнему Богу грома и молнии Перуну. Такая ассоциация объясняется тем, что колесница пророка Илии мчась по небу издает громкий звук.
Имя Илия означает крепость Господня (евр.).
Хотя на Ильин день не работали, к нему старались сделать многие сельскохозяйственные работы. Старались высушить сено и убрать его в стога.
В день памяти пророка Илии всегда идет дождь. Этот дождь благодатный - нужно умыться целебным дождем, чтобы избавиться от болезней и сглаза.
У евреев существует такой обычай: после пасхальной трапезы налить бокал дорого вина для Ильи пророка, и открыв дверь произнести "Излей гнев свой на язычников, которые не знают Тебя". Илья непременно посетить этот дом.
«К Ильину дню заборанивай пар До Ильи хоть зубами надери! К Ильину дню кнутом прихлыстни, да заборони!»
Делали постели из новой соломы.
«Ильинская соломка – деревенская перинка»
Единственная работа, которая допускалась в этот день, это осмотр ульев и первое подрезывание сотов на пчельнике.
В народном представлении Илья – пророк не только носитель небесного гнева, но и благодетель, дарующий изобилие плодов, прогоняющий нечистую силу.
Пословицы и приметы
«Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп – первый осенний праздник»
«На Илью до обеда лето, а после - осень»
"У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт"
"Илья Пророк - косьбе срок"
"После Ильи комары перестают кусаться"
«С Ильина дня вода стынет»
"До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня - из закрома"
"С Ильина дня ночь длинна и вода холодна"
"До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит"
"Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет"
"До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина - пуд навозу"
"На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит"
«До Ильи мужик купается, а с Ильи – с рекой прощается»
Тропарь
Во плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова Илиа славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати: темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак
Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.
Величание
Величаем тя, святый славный пророче Божий Илие, и чтим еже на небеса на колеснице огненней преславное восхождение твое.
blagovesta
9.8.2008, 17:15
ДЕНЬ ПАМЯТИ ПАНТЕЛЕЙМОНА-ЦЕЛИТЕЛЯ.
Болеем. И обязательно сетуем на свои болезни. И желаем друг другу в праздники: самое главное - здоровья... Да где взять-то здоровье, если его нет? А попробовать попросить. Да, да, попросить. Главное, есть у кого. Целитель Пантелеймон исполняет множество обращенных к нему просьб об исцелении. И исцеляет. Такое уж у него послушание.
Знойными летними днями немноголюдно в приходских храмах. Народ православный торопится отдать кесарю кесарево, пропалывает, поливает, окучивает. Оно и правда - летний день год кормит. Но вот наступает девятое августа, и утирают православные пот с лица, разгибают затекшие спины, надевают чистые рубахи. День этот в церковном календаре не отмечен красным, не почитается праздником великим двунадесятым, но люду во храмах, сколько люду... И маленькие, скособоченные годами богоборчества деревенские церковки, и крепко вросшие в землю городские храмы, и вылизанные, с иголочки, столичные, и монастырские - все сверкают крестами на жарком летнем солнце, все раскрывают свои врата для праздника. Еще бы - сегодня день памяти великомученика и целителя Пантелеймона, того самого, которого просят в своих молитвах избавить от хворобы, от недуга, немощи нас, детей наших, родителей, знакомых, друзей, соседей, родственников дальних и близких. Любое имя напиши в записочке о здравии, и будет кстати. Нет сейчас среди нас здоровых. Все немощны. И полбеды еще, если физически, а если духовная хвороба, то и совсем беда.
Вспоминаю недавний свой "конфликт" в храме возле иконы целителя Пантелеймона. Тихонечко, дабы не мешать моющей пол старушке, рассказываю знакомой:
- Целитель Пантелеймон жил в первые христианские времена, в Никомидии. Это далеко, в Малой Азии на берегу Мраморного моря...
- Ерунду говоришь,- набрасывается на меня старушка,- в Малой Азии какой-то... Русский он. Наш, родненький. Зачем человека запутываешь?
Дабы "не возгорелось из искры пламя", промолчала я тогда. Русский и русский. А теперь скажу. Да, жил в Никомидии. Был такой прекрасный город в древнем государстве Вифинии. На иконе кареглазый, красивый юноша в желто-зеленых одеждах. Кудрявые волосы обрамляют прекрасное лицо. Печальный и спокойный взгляд. Пантелеймон. Великомученик и целитель. Короткая, как огонечек свечи, жизнь. Он был добрым врачом, подавал надежды. Ему благоволил даже император. Но красивый мальчик с вьющимися волосами нарушил тишину своего покоя и благополучия радостным и смелым возгласом: "Мой Бог - Иисус Христос! Верую!" И - начался отсчет времени в сторону нечеловеческих страданий. Его заставляли отступиться от христианской веры и вернуться к язычеству. Ему угрожали. Его истязали. Ему сулили все богатства земли. Но светлым было его лицо и неизменно было его: "Верую!"
С именем Христа он лечил хромых, слепых, прокаженных. С именем Христа помогал обездоленным. И с именем Христа принял мученическую смерть. Это было в 305 году. Великомученик Пантелеймон с тех далеких пор не отвернулся от тех, кому помогал при жизни. Не поубавилось с веками больных и обездоленных. Напротив, время способствовало греху, а грех - болезням.
Я не знаю храма, где не было бы иконы целителя Пантелеймона. Вот уж действительно наш, родненький, что с того, что из Никомидии. И в православных домах его иконка обязательна. Молится болящая, немощная Русь, просит угодника своего о вспоможении. Верит ему. Потому и бросает недополотые грядки в день светлой его памяти. Особенно много в этот день по храмам убогих. Костыли, инвалидные коляски, перекошенные судорогой лица, воспаленные глаза, обрубки рук, истошный крик безумия - все сегодня здесь. Одни только входят в храм и торопятся к свечному ящику, чтобы купить свечу и затеплить ее и попросить: "Помоги, целитель. Мне, матери моей, сыну, дочке, сестре, брату, снохе, отчиму...".
Неужели помогает? Неужели слышит нас этот юный врач, ушедший из роскошконого императорского дворца под истязания, на плаху? Множество историй его исцелений хранят древние летописи, сколько случаев из собственной практики знают приходские батюшки и священники в монастырях. И я знаю их много. А расскажу об одной. Не увиданной, не услышанной. Со мной приключившейся. Поверьте уж первоисточнику.
Была я в морском паломническом рейсе. Позади Константинополь, Кипр, Святая Земля Иерусалимская, впереди - Греция. Завтра рано утром причалим мы к залитому солнцем порту Салоники и отправимся на морскую прогулку вдоль полуострова Афон, на котором живут православные монахи. Монастырь называется Пантелеймонов в память целителя Пантелеймона. Но это завтра... А сегодня дружеский вечер в одной из кают. У одной из паломниц день рождения. Вспоминаю про бутылку шампанского в своей каюте, оно будет очень кстати на нашем застолье. Бегу, бегу за подарком по узкой палубе, вдоль одинакового ряда каютных дверей, по крутой корабельной лестнице. Тороплюсь. Все уже собрались, ждут меня - с шампанским. И вдруг - что-то сверкнуло у самых глаз, полоснуло нестерпимой болью. Ничего больше не помню. В себя пришла в собственной своей каюте. Лежу. Надо мной склонилась подруга. Рядом еще одна. Слышу слова их молитвы: "раба Божия Наталия". Похолодело сердце. Отпевают что ли? С трудом ворочаю языком - прекратите.
- Тише, - говорят они мне, - тебе нельзя разговаривать.
Что же случилось со мной? В тот момент, когда я сбегала по лестнице, напротив резко, изо всех сил распахнул дверь камбуза корабельный стокилограммовый кок. Тоже торопился. Дверь тяжелая, массивная, с металлическими острыми краями. Один край ее и пришелся мне аккурат в лоб. Рассек его без особого труда.
Мне долго не давали зеркало. А когда все-таки дали... Лучше бы не давали. Кровоточащая рана, заплывший глаз, перекошенное лицо. Надо мной читали молитву о болящей Наталии, а я, глотая слезы, расставалась с завтрашней прогулкой вдоль Афона. Куда мне теперь? Всю ночь промучилась. Голова разламывалась от боли, никакие компрессы не помогали. Но утром, измученная, невыспавшаяся, все-таки решаюсь на прогулку к Афону. Отговаривают: посмотри на себя. А что смотреть-то? И так знаю, что страшней не бывает. Но ведь монастырь Пантелеймонов, а Пантелеймон-то - целитель! Неужели оставит он своими молитвами травмированную паломницу из России? Меня усаживают на переднее сиденье автобуса. Подруга держит наготове лекарства. Сижу, боясь шевельнуться. Красота за окном не радует, болит, ох, как болит голова. Сочувственные взгляды: ну как? Нормально - улыбаюсь натянуто. А сама уже сто раз пожалела: куда еду, лежала бы себе в каюте...
Пересаживаемся на паром и - в сторону Афона. Звоном колокольным встречают нас монахи Пантелеймонова монастыря. Звон веселый, солнечный рассыпался по морской глади... отделяется от монастырского причала лодка. В ней трое монахов, догоняют наш паром, пересаживаются. В руках осторожно, трепетно держат небольшой резной ковчежец. Мощи целителя Пантелеймона... Божий угодник явился сам, к нам, чьим немощам несть числа, ко мне, сидящей в тенечке под синим зонтиком, так уставшей от саднящей на лбу раны. Вот уж поистине скорая помощь! Не дерзну даже приблизить мысль, что были услышаны мои молитвы, но на корабле столько монахов, священников, глубоко верующих паломников. Многие сочувствовали мне, может, молились?
Мы по очереди подходим к ковчегу и прикладываемся к святым мощам. Мы волнуемся, мы понимаем, что в нашей жизни сейчас особая минута. Вот и моя очередь. Приложившись к мощам, мысленно прошу целителя - исцели, помоги в немощи и совершаю дерзкий поступок: истерзанным своим лбом прикасаюсь к темнеющим в ковчеге мощам. А вечером... вечером у паломников было нечаянное развлечение: они искали на моем лбу... следы от раны. Опухоль спала, глаз открылся, рана зарубцевалась, и только тоненькая, едва заметная ниточки шрама легла на мой лоб памятью об ушедшей боли и свершившемся чуде.
Вот такая история. Среди моих коллег в редакции есть двое путешествовавших со мной и готовых подтвердить сказанное. А впрочем, зачем нужны подтверждения? Не было бы помощи от никомидийского святого, не шли бы к нему люди. Вспомните, к каким докторам мы ходим? К тем, кого нам порекомендуют. А рекомендуют уже после того, как кому-то помог. Молва, как добрая, так и худая, на Руси всегда проворна. И если уж идут, если уж припадают к иконе, если уж за своего, за родненького почитают, помогает Пантелеймон. Одним помогает, к другим доброй молвой доходит. Вот и идет по Руси слава угодника Божия, и перед иконой его всегда свечи.
Так уж получилось, два года подряд отмечала я праздник его памяти в Новом Афоне, в Абхазии. Новоафонский монастырь построен по образцу того, греческого, и тоже называется Пантелеймонов. Престольный праздник в первый после недавней войны год. Здесь был госпиталь. До сих пор еще торчат в оконных проемах мешки с песком. Отец Виссарион, местный священник, произносит проповедь. И вдруг простая и неожиданная мысль: госпиталь, ну, конечно, что же еще могло здесь быть во время войны? Казарма, госпиталь. Целитель собирал здесь под своим покровом раненых, облегчал их страдания, помогал им обрести силы, выжить. Верный своему врачующему ремеслу, святой соединяет небесную и земную лечебницу. Как был искусным врачом на земле, так и остался им на небе. И оттуда к нам его помощь, его молитва, его чудеса.
Последнее время во врачебных кабинетах нет-нет и зацепится взгляд за иконку целителя Пантелеймона. Хороший знак. Вместе-то оно всегда сподручнее. Да и фраза врачу -"Исцелися сам" - полна великого смысла. Постигший ее уже не может быть доктором-неудачником.
А дома разве можно без иконки этого небесного лекаря? Ведь в больницу-то бежим, если уж совсем невмоготу, а так, по жизни чего только не терпим, чего только не приключается? Палец обожгли раскаленной сковородкой. Поскользнулись на ровном месте, повернулись неловко, глотнули из холодильника ледяной минералки. Или впали в депрессию, или в гневе довели себя до истерического припадка... "Не возгнушайся греховных язв моих", - скажем эти слова из молитвы и подойдем к иконе. Помолчим, сосредоточимся, помолимся. И уйдет боль, и притупится гнев, и засохнет депрессия, не успев расцвести пышным цветом. Попробуйте. Это ведь так просто. А вдруг к общему богатейшему опыту исцелений по молитвам святого прибавится и ваш собственный. И вы расскажете о нем друзьям, знакомым: "и со мной случилось было, и мне помогло". И участок, на котором подвизается великий целитель, увеличится еще на одного исцелившегося. Только есть одно обязательное условие молитвы - смирение. А то часто заходят в храм люди, чеканным шагом, не глядя по сторонам, проходят к иконе целителя Пантелеймона, ставят свечку. Разворачиваются кругом и с гордо поднятой головой уходят. Не просят смиренно - требуют. Свеча - как чек в магазине. Оплачено. Теперь товар вынь да положь. А нет товара - жалобную книгу! Приходил, просил, свечку ставил - не помогло! И не поможет! Потому что "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".
Целитель Пантелеймон изображен на иконах с небольшим ларцем в левой руке и тоненькой лжицей (ложечкой) в правой. В ларце целебные снадобья. Он знает, которое из них - кому. Отчаявшиеся люди, измотавшиеся ходьбой по врачебным кабинетам, в которых сидят такие же отчаявшиеся врачи, идут к нему со всей Руси за исцелением. Будет вам по вере вашей - говорил Господь. И дается по вере тем, кто верит. И не дается - по неверию
счастливая
9.8.2008, 21:27
Друзья, девятого августа в православной традиции День Великомученника и Целителя Пантелеймона. Прошу вас, не зависимо от того, верующий вы или нет, и к какой вере вы принадлежите, в традициях своей веры, помолитесь за нашу Землю, за ее исцеление, за гармонию на ней. Особо обращаюсь к целителям: кто как может в этот день направьте свои силы на исцеление Земли. Да Благославит Господь наши усилия!
PS. Это сообщение я получила от своих друзей по элект. почте. Икона Пантелеймона весит у меня над кроватью. Я очень верю в Пантелеймона. В трудные минуты он всегда помогает.
blagovesta
9.8.2008, 21:34
Я тоже очень часто обращаюсь к этой иконе, когда болеют близкие, знакомые, когда вдруг душа разболится. У меня тоже икона висит на самом видном месте.
Я родилась в Подмосковье, у нас там храм в честь Пантелеймона-целителя, считается, что сегодня в нашей местности это престольный праздник.
Спаси нас, Господи, всех!
blagovesta
14.8.2008, 9:44
Медовый Спас .
14 августа — первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — 'Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня'. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не 'происхождение', а 'предысхождение', то есть вынос.
В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; 'август — каторга', говорится в пословице. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые 'сиротские и вдовьи помочи', когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились 'за угощение', а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:
Ты — за себя, мы — за тебя, а Христов Спас — за всех за нас!
Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою 'ребячью долю', зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: 'Первый Спас — лакомка'.
Дай, Господи, хозяину многие лета, Многие лета — долгие годы! Дай долго жить, Спаса не гневить, Спаса не гневить, Божьих пчел водить, Божьих пчел водить, ярый воск топить — Богу на свечку, хозяину на прибыль, Дому на приращение, Малым детушкам на угощение! Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить, Отца-мать кормить, малых детушек растить, Уму-разуму учить! Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой Сладко есть, сладко пить, А и того слаще на белом свете жить! Дай, Господи, хозяину многие лета!
Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот 'на водах'! Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь. Царские выходы с древнейших времен были важной стороной государственной жизни. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. Сохранилась точная роспись правил: в каком наряде на какой праздник выходить венценосцу, какую иметь при этом свиту. Не оказался исключением и день первого Спаса.
Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась 'иордань' — возводился над водой навес на четырех изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. На помосте ставились два 'места' — государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном. Царское место было покрыто резьбой, утверждалась 'на пяти точеных столбцах, стоящих на пяти золотых яблоках, и задергивалось изнутри тафтяной, занавесью'.
Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес 'иордани' и оттуда — в воду. Был он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты. Их было по традиции три — унизанных жемчугом и украшенных драгоценными камнями. Вот, например, как выглядел один из крестов: '...Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два рубина...' Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго - настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев. Духовенство кропило святой 'иорданскою' водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к 'иордани', где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши. А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния - чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом.
blagovesta
19.8.2008, 9:10
Россия празднует Яблочный Спас
Один из самых ярких летних праздников отмечает 19 августа православная церковь. Преображение Господне входит в число "двунадесятых" - двенадцати главных праздников церковного года. В народе его называют "Яблочный Спас", ведь в этот день полагается освящать плоды нового урожая. Grani
* Российское правотворчество * Илларионов: Россия проиграла войну * Военное таинство
В этот день верующие вспоминают, как Спаситель явился ученикам в своей истинной славе, чтобы укрепить их дух. Сам праздник Преображения появился в IV в., его установили после того, как святая равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм на месте Преображения Господня.
Svet
28.8.2008, 0:32
28 АВГУСТА - УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близь горы Елеонской. Для св. апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия рассказывала о чудесных событиях Благовещения. О бессеменном зачатии и рождении младенца Христа. Рассказывала о детских годах Спасителя и всей земной жизни Его. Подобно апостолам, Она насаждала, укрепляла и утверждала Христианскую Церковь. Она исполнялась великой духовной радости, с упоением взирая на расширение и распространение славы Сына Ее. Пресвятая Богородица воочию убедилась в исполнении слов Симеона Богоприимца, что "Ее будут чтить и ублажать все роды земные". Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно высоким. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы, они пребывали в Иерусалиме еще довольно продолжительное время, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее высокие Божественные поучения. Многие из новопросвещенных христиан приходили даже из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пресвятую Богородицу. Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все подробности о земной жизни Ее и даже передали нам сведения о Ее внешнем виде и облике. Святитель Амвросий Медиоланский писал о Матери Божией: «Роста Она была несколько более среднего. Волосы златовидные, глаза со зрачками как бы цвета маслины. Брови дугообразные и умеренно черные. Нос правильной формы. Уста цветущие, исполненные сладких речей. Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Кисти рук и пальцы умеренно длинные. В беседе с другими Она сохраняла благочиние. Не смеялась громко, никогда не возмущалась ничем. Совершенно безыскуственная и простая со всеми в обхождении, Она никогда не думала о Себе высоко. Далекая от изнеженности, отличалась трудолюбием и полным смирением. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать. Она была Девой не только телом, но и духом. Смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, трудолюбива, немногословна. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным. У Нее не было ничего сурового в очах, неосмотрительного в словах и неприличного в действиях. Телодвижения скромны, поступь тихая, голос ровный. Телесный вид Ее был выражением души Ее чистой и благонравной». Наконец пришло время, когда Пресвятая Богородица приблизилась к Своему славному успению. Уже исполненная дней жизни, Она Сама желала как можно скорей отойти от бренного тела сего и войти к Богу. Матерь Божия молилась Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача в блаженные горные обители. Живя в доме св. Иоанна Богослова, Она часто удалялась на гору Елеонскую - место вознесения на небо Сына Своего. Здесь, в одиночестве, Она возносила ему Свои усердные молитвы. И вот однажды, во время такой уединенной молитвы, пред Ней предстал архангел Гавриил, служивший Пресвятой Богородице с первых дней детства Ее. Он принес Ей благую весть, что по прошествии трех дней Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве смертный час, архангел говорит Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в бессмертную жизнь к вечному Царю славы. Что Ее не коснется смерть телесная и что Она, точно сном уснувши на малое время, скоро пробудившись, восстанет и узрит при свете лица Господня бессмертную жизнь и славу. В знамение всего этого архангел Гавриил вручил Пресвятой Деве райскую ветвь от финиковой пальмы, сияющую светом благодати, которую должны будут нести пред одром Богоматери к месту погребения. Услышав эту благую весть, Матерь Божия исполнилась великой радости и духовного восторга. Пав на колени, Она начала благодарить Своего Творца: «Я не была достойна, Владыка, приять Тебя в утробу Мою, если бы Ты Сам не помиловал Меня, рабу Твою. Я соблюла, сколько могла, вверенное мне сокровище и потому имею дерзновение просить Тебя, Царь славы, чтобы Ты охранил и оградил Меня от области геенской». Пречистая Владычица при исходе Своем из этой жизни, желала видеть св. апостолов, уже разошедшихся с Евангельской проповедью по всей вселенной. Она молила Господа и о том, чтобы в час кончины Своей не видеть князя тьмы и ужасных слуг его, но чтобы Сам Он, исполняя Своё обещание, пришел и принял душу Ее в Свои святые руки. Существует предание, что когда Владычица наша, преклоняя колена, возносила Творцу Свои молитвенные просьбы и благодарения, то молитва Ее сопровождалась таким чудесным явлением: масличные деревья, стоявшие вокруг Нее, точно живые и одушевленные, кланялись вместе с Ней. Когда Матерь Божия преклоняла колени, тогда и деревья пригибались книзу. Когда же восставала от поклона, тогда и они выпрямлялись вновь. Деревья, как рабы, служили Богоматери, почитая Ее. По окончании молитвы, Пресвятая Богородица возвратилась домой и все тотчас сотряслось от присутствия невидимой силы Божией, окружавшей Ее и от славы Божией, которой Она была окружена. Лицо Ее, всегда сияющее благодатью Божией, более чем лицо Моисея, некогда говорившего с Богом на Синае, просветилось еще более несказанной славой. Преблагословенная Владычица начала готовиться к Своей кончине. Прежде всего Она сообщила о благовестии архангела возлюбленному ученику Христову Иоанну Богослову и показала ему светящуюся райскую ветвь, завещая именно ему нести ее пред одром Своим. Затем Пресвятая Дева сообщила о том же и прочим служившим Ее домочадцам. Потом Она повелела наполнить Свою горницу благоуханием. Приготовить и зажечь в ней возможно больше светильников. Украсить как самую горницу, так и стоящий в ней одр. Словом, устроить все нужное для погребения. Святой Иоанн Богослов тотчас послал известие св. Иакову, брату Господню - первому епископу Иерусалимскому, а так же ко всем родственникам и близким, сообщая о скором успении Матери Божией с точным указанием дня. Св. Иаков не замедлил известить все христиан, живших не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах и селениях. Пречистая Владычица во всеуслышание поведала всем собравшимся благую весть, переданную Ей архангелом Гавриилом о переселении Ее на небо, и в подтверждение показала полученную от благовестника райскую ветвь, которая сияла светом небесной славы, как солнечный луч. Слыша из уст Самой Богородицы весть о скорой Ее кончине, окружившие Ее верующие не могли удержаться от слез. Весь дом наполнился плачем и горькими рыданиями. Все умоляли милосердную Владычицу, как общую Матерь всех, не оставлять их сиротами. Но Матерь Божия просила не плакать, а радоваться кончине Ее. Ибо ставши ближе к престолу Божию, Она сможет после смерти с еще большим дерзновением умолять Его о милосердии и благости к людям. При этом Пресвятая Богородица обещала не оставлять сиротами по Своем отшествии не только ближних Своих, но и весь мир. Она будет посещать весь род людской, внимая его нуждам и помогая бедствующим. Утешительные слова Богородицы осушили слезы плачущих и утешили печаль их. О Своем пречистом теле Матерь Божия завещала, чтобы оно было погребено в Гефсиманском саду, где находилась гробница Ее праведных родителей Иоакима и Анны, и обручника Ее св. Иосифа. Во время этих распоряжений Пресвятой Богородицы внезапно послышался шум, по силе напоминавший раскаты грома, и облака окружили дом св. Иоанна Богослова. То, по повелению Божию ангелы восхитили апостолов, разошедшихся с проповедью Евангелия по всей вселенной, и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив пред дверями дома, где обитала Матерь Божия. Св. апостолы, видя друг друга, радовались и вместе с тем удивлялись, говоря: что за причина, ради которой Господь собрал всех нас вместе? К ним вышел св. Иоанн и со слезами радости приветствовал всех, сообщая при этом о скором преставлении Пресвятой Богородицы. Тогда св. апостолы поняли, что Господь собрал их со всех концов вселенной для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его Матери, чтобы они с честью предали погребению Ее пречистое тело. Весть о скорой кончине Матери Божией переполнила сердца св. апостолов тяжелой скорбью. Войдя в дом, они увидели Богородицу, сидящую на одре с радостно сияющим лицом. Св. апостолы приветствовали Ее словами: - Благословенна Ты от Господа, сотворившего небо и землю! - Мир вам, братья, избранным Самим Господом! - отвечала им Пречистая Владычица. И потом спросила: как вы прибыли сюда так быстро и неожиданно? Св. апостолы открыли Ей, что каждый из них был восхищен с места своей проповеди и принесен на св. Сион на облаке. Матерь Божия прославила Бога, услышавшего Ее сердечное желание видеть при Своей кончине св. апостолов. - Господь, - говорила Она, обращаясь к ним, - привел вас сюда для утешения Моей души, которой предстоит, как требует того смертная природа, скорое разлучение с телом. Ибо приблизилось предопределенное Мне время Создателем Моим. Они же с печалью отвечали Ей: во время Твоего пребывания на земле, мы, Владычице, утешались, взирая на Тебя, как на Самого Владыку и Учителя нашего. А теперь, лишаясь Твоего присутствия, как вынесем тяжелую скорбь, объявшую наши души? Но Ты отходишь в премирные обители по изволению рожденного Тобой Иисуса Христа. И мы не можем не радоватся решению Божию о Тебе, хотя вместе с тем не можем не оплакивать и своего сиротства, ибо не увидим Тебя, Утешительницу нашу. При этих словах св. апостолы обливались слешами. - Не плачьте, - утешала их Пресвятая Богородица. И Моей радости не омрачайте своей скорбью, друзья и ученики Христовы. Лучше радуйтесь вместе со Мной, ибо Я отхожу к Сыну Моему и Богу нашему. Тело Мое, которое Я Сама уготовила, предайте погребению в Гефсимании, а затем вновь возвращайтесь к возложенной на вас проповеди Евангелия. Меня же, если изволит Господь, и по Моем отшествии вскоре вновь увидите. Во время этой беседы прибыл и избранный Богом св. апостол Павел. Припав к ногам Пресвятой Богородицы, он отверз уста свои: - Радуйся, Матерь Жизни и мое проповедание. Если я до вознесения Иисуса Христа не мог насладиться лицезрением Его здесь на земле, то взирая на Тебя ныне, вижу как бы Его Самого. Настал день кончины Пресвятой Богородицы и приблизился ожидаемый всеми благословенный час отшествия Божьей Матери. В горнице Ее было возжено множество светильников. Св. апостолы возносили Богу благодарственные молитвы и славословия. Пренепорочная же Дева, возлежала на украшенном одре, готовясь к блаженной кончине и ожидая пришествия возлюбленного Сына. Внезапно в горнице воссиял несказанный свет Божественной славы, помрачивший все светильники. Те, кому было открыто показано видение это, пришли в невыразимый трепет и волнение. Они увидели, что верх помещения как бы исчез в лучах необъятного света и слава Божия нисходит с небес. Нисходит Сам Царь славы Иисус Христос со множеством ангелов и архангелов. Нисходит со всеми небесными силами, св. праотцами и пророками, некогда продвозвещавшими о Пречистой Деве. Увидев приближение Сына, Матерь Божия в великой радости воскликнула: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге и Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своей» (Лк. 1, 46-47). И, приподнявшись с одра, как бы пытаясь пойти навстречу Сыну, Она поклонилась Господу. Он же, приблизясь и с любовью взирая на Нее, говорил: «Приди, ближняя Моя! приди, Голубица Моя! приди, драгоценное сокровище Мое и войди в обители вечной жизни». Матерь Божия, поклонившись, отвечала: «Готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое (Пс. 107, 2). Буди Мне ныне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38) и снова возлегла на одре. Наконец, чувствуя неизреченную радость при виде пресветлого лица Сына, Матерь Божия, преисполненная духовного восторга, предала пречистую душу Свою в руки Господа. При этом не ощутила никакой боли или стеснения духа, но как бы уснула сладким сном. Тот, Кого Она зачала без нарушения девства и родила без болезни, принял и душу Ее от пречистого тела Ее. И тотчас послышалось исполненное радости дивное ангельское пение, в котором слышались часто повторяемые ангелами слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах» (Лк.1,28). С такими торжественными песнопениями провожали небесные силы пречистую душу Божьей Матери, пребывающую на руках Господа, грядущую в горные обители. Св. апостолы, удостоившиеся дивного видения, умиленными взорами провожали Матерь Божию, как некогда Иисуса Христа, возносившегося с Елеонской горы. Они долго стояли, испытывая душевное волнение и трепет, находясь как бы в забытьи. Придя наконец в себя, ученики Христовы поклонились Господу, со славой вознесшему на небо душу Своей Матери и с плачем окружили одр с телом Богородицы. Лик преблагословенной Девы Марии сиял, как солнце. От пречистого тела Ее исходило дивное благоухание, подобного которому на земле и найти невозможно. Все верующие, благоговейно почитая пречистое тело, прикладывались к нему со страхом и трепетом. От честных мощей Пресвятой Богородицы исходила освящающая сила, наполняющая радостью сердца всех прикасавшихся к нему. Болящие же тотчас получали исцеления. Слепые прозревали. У глухих отверзался слух. Бесы изгонялись и всякая болезнь совершенно исчезала от одного только прикосновения к одру с телом Божией Матери.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее Пречистого тела. Св. апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр с телом Пресвятой Богородицы. Св. Иоанн Богослов шел впереди всех с райской светозарной ветвью, а прочие апостолы и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные гимны. При первом же движении шествия над всеми провожающими Матерь Божию внезапно появился обширный, светозарный облачный круг, наподобие венца и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославляющих Матерь Божию, которое вторило земным голосам. Этот круг с небесными певцами и сиянием сопровождал шествие до самого места погребения.
blagovesta
20.9.2008, 22:32
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
21 сентября
Праздник установлен Церковью в IV веке, обстоятельства этого события сохранило нам Предание. Это первый двунадесятый праздник церковного года, ибо церковный год начинается 1 сентября (по старому стилю).
В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара - Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник по имени Иссихар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.
Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, взглянув на небо глазами полными слез, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», - подумала Анна. От этого зрелища скорбь ее еще усилилась, и она стала опять плакать.
И вдруг ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.
Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.
Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери, как мы знаем, родился Сам Бо
blagovesta
27.9.2008, 19:56
27 сентября
Праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и Воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.
Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения
Воздвижение Креста Господня.
Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.
Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.
В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
blagovesta
1.10.2008, 9:03
Икона Божией Матери "Целительница"
1 октября нов.ст./ 18 сентября ст.ст. Икона "Целительница" является одной из древнейших (IV век), другая икона с таким же наименованием прославилась чудесами в Москве в XVIII столетии. В книге святителя Димитрия Ростовского "Руно орошенное" содержится следующий рассказ о чудесном знамении Богоматери. Клирик Наварнинской Церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!" Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Гостем был Ангел Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими. Икона Божией Матери "Целителъница", находившаяся в Москве, является копией с образа из Цилканского храма в Карталинии, в Грузии, написанного во времена святой равноапостольной Нины (IV век). Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика.
blagovesta
8.10.2008, 8:55
8 ОКТЯБРЯ - ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО, ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА.
Преподобный Сергий Радонежский родился в Ростове в 1314 году от знатных и благочестивых родителей, Кирилла и Марии, и при крещении назван Варфоломеем. Имея от природы слабые способности, он учился с большим трудом и малым успехом. Однажды в лесу мальчик увидел инока и попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил его. С тех пор отрок стал успевать в науках. При этом он был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму. Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе со старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Когда приходили к преподобному ревнители иночества, он охотно принимал их. Собралось к нему 12 братий, и стали они жить каждый в своей келье. По временам приходил к ним священник и совершал службу. Вскоре, уступив долгим и настойчивым просьбам братии, преподобный принял сан пресвитера и стал игуменом обители. Господь являл преподобному великие знамения Своей благости. Однажды ночью молился он Пресвятой Богородице и Она явилась ему Сама, вместе со святыми апостолами Иоанном и Петром. “Не ужасайся, избранник Мой, - сказала Пречистая, - Я услышала молитву твою и не отступлю от твоей обители ни при жизни твоей, ни по смерти”. Преподобному было 78 лет, когда он, предузнав свою кончину, призвал иноков и вручил игуменство преподобному Никону. 25 сентября 1392 года, причастившись святых Таин, святой Сергий мирно отошел ко Господу. Преподобный Сергий достиг святости и угодил Богу. Его пример учит нас тому, что каждый христианин должен достигать святости, что быть святыми – это обязанность не только великих подвижников, но всех нас. Если бы какому-нибудь человеку сказали: делай то и то, и будь приближенным царя, который дает тебе право на это преимущество, то с каким бы усердием принялся бы он за требуемые от него дела, как тяжелы бы они ни были. Но вот Господь говорит нам: будьте святы, живите благочестиво, будьте приближенными Царя Небесного, Который позволяет нам не только приближаться к Нему, но и пребывать в Нем, и Сам хочет не только приближаться к нам, но и жить в нас. И что же? Многие ли следуют этому призыву с готовностью, горячим усердием? Да нет, - говорим мы, - где нам быть святыми? Мы люди грешные, довольно, если как-нибудь спасемся покаянием. “Где нам быть святыми?”. Но задумаемся, что же будет с нами, если не станем подвизаться, чтобы стать святыми? Есть высшие степени святости, которыми сияют особые избранные души, но святость – это не только частное между христианами отличие, которое похвально иметь некоторым и без которого легко могут обойтись другие. По учению апостольскому, каждый, кто призван Богом к Царствию Небесному, то есть каждый христианин, должен непременно быть или стать святым. “Старайтесь иметь мир со всеми и святость, - говорит апостол, - без которой никто не увидит Господа” (Евр. 12,14). “Мы - люди грешные”. Эта истина неоспорима. Но если мы называем себя грешниками поверхностно, без сердечного сокрушения, без отвращения от греха, с беспечностью и бесстыдством, то такое признание греховности, конечно, не приведет к святости. “Верно... что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников” (1 Тим. 1, 15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Господь спасает грешников тем, что дает им средства стать святыми. “Как-нибудь спасемся покаянием”. Да, покаяние принадлежит к числу средств спасения, которые преподает Христос грешникам. Но если мы думаем “как-нибудь” покаяться, как-нибудь спастись, то слишком легко судим о деле чрезвычайной важности. Угодит ли раб господину, если будет делать дело как-нибудь, а не как можно лучше? Конечно, нет. Тем более не угодит человек Богу, если будет делать как-нибудь дело Божие, каковым является дело нашего спасения. При этом совершенный учитель покаяния, святой Иоанн Креститель, говорит, что истинное покаяние требует чего-то еще вслед за собой. “Сотворите же достойный плод покаяния” (Мф. 3,8). Покаяние очищает сердце, возделывает его, вера всевает в него небесные семена; возрастание этого растения – это соблюдение заповедей и делание добра, цветение его – духовное внутреннее просвещение, а зрелый плод – святость. Если бы только своими человеческими, естественными силами надлежало бы нам достигать святости, то было бы справедливо сказать, что это выше наших возможностей. Но когда мы имеем для этого Божию благодать, просвещающую, укрепляющую, содействующую, охраняющую, никто не должен терять надежду достигнуть того, для чего призвал нас Господь. А призвал Он нас быть “святыми и непорочными пред Ним в любви” (Еф. 1, 3-4).
Сегодня Русская православная церковь празднует Покров пресвятой Богородицы.
Этот праздник установлен в память о чудесном явлении Божией матери во Влахернском храме Константинополя в Х веке. Во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, среди молившихся в храме находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Подняв очи к небу, святой Андрей вдруг увидел Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении сонма ангелов и святых. Преклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.
Праздник Покрова пресвятой Богородицы празднуется на Руси с XII века и относится церковью к числу великих.
blagovesta
4.11.2008, 10:51
День Казанской иконы Божьей Матери
Казанская икона Божьей матери
4 ноября
Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери - это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени. Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор.С недавних пор День Казанской иконы Божьей матери получил, с позволения сказать, «праздник-побратим», который отмечается в тот же день - 4 ноября и по тому же поводу.
Svet
4.11.2008, 11:47
Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ Той, чьим заступничеством спасалось и спасается Отечество наше, «Дом Пресвятой Богородицы». Никогда не умолкает в нем тропарь Казанской иконе:
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!
За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.