Доброго времени суток! Рада Вам в этой теме! Надеюсь, она будет полезна. Какие вопросы мы будем рассматривать? 1. Структура психики человека и законы, по которым она развивается. Сознательное и Бессознательное. Психоанализ и Каббала. 2. Психоаналитическое толкование сновидений. Фрейд, Юнг, Перлз, Пиотровски. Символика сновидений. Архетипическая (общая для всех) и индивидуальная символика. 3. Развитие психики ребёнка. Проблемы детского возраста и проблемы ли это? Подростковый период. 4. Психосоматические заболевания (сердечно-сосудистые, сердечные заболевания, кожные, гинекология и т.д.). 5. Структура тела человека как отражение внутренних проблем и ресурсов. 6. Мини-НЛП-практикум по работе с клиентом. Контакт с клиентом, присоединение, ведение, разрыв контакта. НЛП во многом облегчает работу с клиентами и на мой взгляд, является энергосберегающей технологией для психолога, таролога при отсутствии снижения качества работы. 7. Пренатальная и перинатальная психология (психология беременности и рождения). Матрицы Грофа. Как время, проведенное в утробе матери и процесс рождения влияют на всю последующую жизнь? Благовеста спросила меня, будет ли это интересно эзотерикам? Посмотрим. Мне кажется, да. Мы все с вами живые люди. Нас зачали наши родители, выносили, родили, сохранили нам жизнь наши матери. Мы все росли в семьях. У нас есть свои семьи или возлюбленные, дети. И в повседневной жизни мы все так или иначе сталкиваемся с разнообразными ситуациями, вызывающими определенный отклик. Внешний, внутренний. Так или иначе, мы задаемся вопросом: почему? Почему он такой? Почему я такая? Что с моим ребенком? Почему ситуации повторяются? Почему я сталкиваюсь именно с такими людьми? и многое множество других. Мы живые люди. И у нас есть эмоции, чувства. И проблемы. Иногда эти проблемы - кармические задачи. Иногда - это дела Личности, и осознав и проработав их, внутренний дискомфорт можно убрать. Понять других. Понять детей. Из проблемы сделать достижение.
Итак, психоанализ...какие ассоциации вызывает у вас это слово. Обычная реакция - "а...Фрейд...это там, где всё о сексе и о сексе..." А что ещё? Что же такое изобрел Фрейд, что вся современная психология по сей день зиждется именно на его теории, даже если её последователи считают, что вопреки. Но ведь и "вопреки" оттолкнулось от чего-то? Я опущу всяческие подробности относительно биографии Зигмунда Фрейда и истории развития психоанализа. И сразу приступим к делу. Я буду очень стараться обойтись без всякой профессиональной зауми и писать нормальным человеческим языком. Приветствую всякие вопросы и очень буду рада обратной связи. Итак, что мы имеем в психоанализе? Базовое понятие - Бессознательное и его проявления. Фрейд разработал 3 т.н. "топики" или модели психики человека. Вначале это вызывает некоторое недоумение и может, даже пугает. Но всё на самом деле очень просто. Мы имеем фото в фас, мы имеем фото в профиль. Формально - две совершенно разных визуально картинки. Но на самом деле - фото одного и того же человка, но в разных ракурсах. Так же и здесь - поскольку наша психика ФИЗИЧЕСКИ находится в Нигде, то, соответственно и требует особенного стиля описания. Итак, первая топика Фрейда состоит из 3-х компонентов: 1. Бессознательное 2. Предсознательное 3. Сознание. Можно и в обратном порядке. Не имеет значения. Новизна учения Фрейда состояла в том, что в те далёкие времена полагали, что человек – существо исключительно разумное, и его разум может управлять всем и ему подвластно всё. Но мы-то с вами, коллеги-Тарологи, знаем, что это не так))) Чувства, эмоции захватывают наших клиентов (да и нас с вами тоже, правда? – мы же живые люди, и часто бываем даже более живые, чем некоторые другие). Чувства доводят людей иногда до таких поступков, что, очнувшись, они спрашивают себя – это что – был(а) я? Как я мог? Что на меня нашло? Это чья-то злая воля, это не я…Как говорил Воланд, «не проще ли подумать, что управил им кто-то другой?» А вот кто этот другой? И другой – это внутренний или внешний? Итак, Фрейд сказал и доказал, что человеком управляет его Бессознательное, которое занимает БОЛЬШУЮ часть психики. Он сравнил Сознание с крошечным всадником, скачущим на спине огромной лошади. А ещё с айсбергом, большая часть которого погружена в пучины... Что такое это Бессознательное? В общем-то его можно сравнить с чуланом, где напихано много всего, там и хлам всякий, и фотоальбомы, и боль, и радости, и ранние переживания детства, и скелеты. Поскольку в психике Бессознательное занимает огромную «площадь», соответственно, Бессознательное обладает огромной массой энергии. Чем «чище» чулан, чем меньше там набросано всего, а хоть как-то сорганизовано, тем легче человеку иметь доступ к этим ресурсам. Все наши чувства, переживания, неприятные воспоминания оказываются удаленными из сознания и осознания. И это процесс называется ВЫТЕСНЕНИЕМ. Да, я замечала (возможно, и вы тоже), что часто чувствительные натуры (я имею в виду эзотерически, экстрасенсорно) имеют полный бедлам в своей жизни, чувствах, отношениях…Да, сверх-чувствительность нелегко дается. Соприкосновение с Бесоознательным бывает мучительно…Но видели ли вы когда-нибудь настоящего Мастера, который совсем не в ладу со своей жизнью, который совсем не управляет своими чувствами и настроениями? И своим рабочим инструментом – психикой? Не-а. Наше Бессознательное всеми путями стремится вырваться из темного чулана наружу. Поскольку существует такая штука, как СОПРОТИВЛЕНИЕ, призванное не допустить неприятное, болезненное в Сознание, на это тратится масса энергии, в несколько раз превышающая силу и энергию того, что вытеснено. Но Бессознательное всё равно стремится к свободе. И что оно делает? Как и преступник, нежелающий быть узнанным, оно меняет «окраску» и прорастает в симптоме (т.е. в неком внешне измененном выражении себя). Например, в болезнях (психосоматика), вредных привычках, настроении, а также – в словах (знаменитое – оговорочка по Фрейду) и, конечно же, в сновидениях. Но это позже. Фрейд утверждал, что Бессознательное говорит всегда одно и то же; он это называл желанием бессознательного, отличительной чертой которого является такая устойчивость, какую невозможно найти ни в одной естественной потребности. Т.е. все симптомы, все слова, все запросы человека сообщают всегда одно и то же послание. По аналогии, как некоторые клиенты, придя на сеанс по Таро или обратившись к кому-то на форуме, потом обращаются снова и снова, прося «перегадать», или обращаются к кому-то другому в надежде, что получат ЖЕЛАЕМЫЙ ответ. Разве управляет этим Сознание? Воля? Ум? Таким образом, мы можем предположить, что Сознательное на самом деле подчиняется Бессознательному. И как говорил Фрейд, в борьбе Сознательного и Бессознательного побеждает ВСЕГДА Бессознательное. Пока оно не будет выведено на свет божий и не станет осознанным. А до тех пор..."Всё, с чем мы боремся, мы награждаем силой".
Ниже вы найдете схему. К сожалению, мне удалось найти такую красоту только на английском. И не смущайтесь, на схеме указаны обе топики одновременноё но о второй мы поговорим на днях. Concious - Сознательное. Preconcious - Предсознательное. Unconcious - Бессознательное.
Девочки-мальчики, все, кто будет читать эту тему! Я читаю лекции по психоанализу уже много лет, но их до сих пор не существовало в написанном варианте. Весь мой конспект - 4-5 строчек, пара-тройка схем от руки и несколько цитат, всё остальное до сих пор было в голове. Я не могу, к сожалению, оценить объективно, как материал воспринимается со стороны. Возможно, он написан в чересчур "разговорном жанре"? Возможно, слишком много "воды"? Поскольку сама лекция обычно расчитана на 1,5-2 часа говорения, мне пришлось многое отредактировать и вырезать (что, возможно, кое-где проглядывает в нестыковках?). Буду рада любому конструктивному мнению. Спасибо
Итак продолжим. Фрейд выделял только индивидуальное Бессознательное. Карл Густав Юнг же полагал, что Бессознательное делится на индивидуальное и коллективное Бессознательное. Юнг полагал, что в коллективном Бессознательном содержатся общечеловеческие архетипические содержания, одинаковые для всего человечества. Например, мифы (мифы, легенды, сказки очень разных народов, живущих на разных континентах разительно похожи), ритм, тембр, цвет, фигура, символ и тд).. Коллективное Бс является врожденным «слоем» психики и идентично у всех людей, образуя тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. « ...мифы - в первую очередь психические явления, выражающие глубинную суть души... Все мифологизированные естественные процессы, такие, как лето и зима, новолуние, дождливое время года и т.д. не столько аллегория самих объективных явлений, сколько символические выражения внутренней и бессознательной драмы души. Она улавливается человеческим сознанием через проекции, т.е. будучи отраженной в зеркале природных событий. Такое проецирование лежит у самых оснований.» (Юнг). Не правда ли, именно с этим мы и работаем в Таро?
Всем доброго времени суток! Вторая топика Фрейда состоит из
Ид – Оно Эго – Я Супер-Эго – Я-Идеал
Ид – это бессознательная часть нашей психики. Это такой большой капризный ребёнок, живущий по принципу «Я хочу» - «Есть хочется, худеть хочется…Всё хочется». Ид пользуется Принципом Удовольствия. Всё и сразу. Только желания и ничего больше. В Ид также содержится – сексуальные желания, инстинкт самосохранения, удовлетворение насущных «животных» потребностей тела (голод). Эго – это человеческая природа психики. Наши чувства, эмоции, осознавание себя. «Я» пользуется Принципом Реальности, и потому вступает в конфликт с Ид. Этот конфликт часто остается неосознанным. Например, идете вы по улице, а на встречу вам – Шварценеггер. И допустим, это – ваш идеал мужчины. Побуждение Ид – хочу! Прям здесь и сейчас (заметьте, Шварценеггер может быть не против, или против – не имеет значения), У Ид нет понятий – «удобно – не удобно», «стыдно», «порядочные женщины так себя не ведут»))) Но у «Я» эти понятия есть. И вы не бросаетесь на Арнольда с поцелуями…Может быть, улыбаетесь или кокетничаете, а может, проходите мимо. Принцип Реальности. Но – чем сильнее было желание, тем сильнее оно подавляется при невозможности осуществления. И что происходит? Вы, не осуществив желаний Ид в отношении Шварценеггера, замещаете его чем-то другим. Например, съедаете кило шоколада (переедание вообще является сигналом подавленных желаний и часто – именно сексуальных). При более здоровом варианте – вы занимаетесь любовью с другим мужчиной, тем самым сбрасывая возникшее напряжение. Ну а если повезет, желание может осуществится и с самим Шварценеггером, и тогда Ид будет удовлетворено. Но полностью ли? Думаю, что нет, поскольку желания – процесс бесконечный. При нездоровой психике Эго не контролирует желания Ид, отсюда – маньяки. То же самое мы видим, например, при клептомании, нимфомании, эротомании. Супер-Эго – это также в большей части неосознаваемая часть личности, бессознательная. В Супер-Эго содержатся: родительские постулаты, запреты, их модели поведения. Я-идеал – каким мы хотим видеть себя, или считаем, что ДОЛЖНЫ выглядеть. Например, как Клаудиа Шиффер. Или Руслана Писанка. Также часто навязанные нам. До лет 12 Супер-Эго наполнено в основном родительскими представлениями «что такое хорошо и что такое плохо», Но в подростковом возрасте начинается ломка родительских стереотипов, бунт. Родители перестают быть авторитетами и авторитет ищется на стороне. И ЭТО ЕСТЬ ПРАВИЛЬНО. При правильном родительском воспитании и уважении к возрасту, когда человек начинает более интенсивно осознавать себя и окружающий мир, и у него начинается поиск себя, он ДОЛЖЕН подвергнуть критике и переоценить родительские модели восприятия жизни. При правильном и гармоничном развитии, человек оставляет в Супер-Эго родительские модели – частично, те, которые подходят ему, и добавляет с опытом и осознанием свои собственные. Так развивается личность в норме. При жестком родительском воспитании Супер-Эго становится ригидным, т.е. жестким, и это не есть хорошо, поскольку в таком случае психика не справляется с изменяющимися условиями жизни и ломается. «Жесткие – спутники смерти. Гибкие – спутники жизни», написано в Лао-Дзы.. «Шаг вправо, шаг влево – расстрел» - девиз жесткого Супер-Эго. Но и тут Фрейд и Юнг вступили в полемику. Юнг был человеком верующим, кроме того, эзотерически настроенным (совершал экспедиции в Тибет, изучал Таро). Его модель Супер-Эго такова: да, согласен с Фрейдом в отношении родительских моделей. НО…Юнг полагал, что в Супер-Эго есть другая, ВРОЖДЁННАЯ часть. И часть эта – вера в Бога. Он полагал, что каждый человек, независимо от того, что он думает о Боге сознательно, изначально рождается…нет, даже не с ВЕРОЙ в Бога, а со ЗНАНИЕМ о том, что Он есть. Фрейд был категорически не согласен и предлагал Юнгу забыть об этом. Эго свободно перемещается между двумя этими инстанциями – Ид и Супер-Эго, координируя желания и запреты, вынося общий, приемлемый, компромиссный вердикт. Очень похоже, кстати, на расклад «Оракул» в «Таро магов» Вирта.
В следующей теме я планирую сопоставить Каббалу и психоаналитическую теорию.
"Многие авторы, особенно последователи Юнга, рассматривают Старшие арканы в свете юнгианских архетипов и внутреннего развития личности. Архетипы представляют собой универсальные концепции, которые снова и снова появляются в мировых религиях, мифологиях и философиях. Юнг полагал, что эти архетипы записаны на "жесткий диск" нашего разума, и в силу этого их можно постичь на чисто интуитивном уровне, подключившись к "коллективному бессознательному", которое общее у всех людей на земле. Таким образом, путешествие по Старшим арканам можно рассматривать с точки зрения психологии как путь развития и интеграции личности на всем протяжении жизни. В рамках этого процесса темное "я" человека сначала возникает и отделяется от сознания и эго, чтобы потом быть признанным и заново интегрированным в структуру личности.
В психологическом контексте карты Таро представляют собой инструмент для проецирования того, что творится у нас внутри. Тарологи, придерживающиеся психологического подхода, не всегда согласны в том, происходит ли во время гадания на Таро что-либо еще помимо диалога между сознанием клиента и архетипическими образами, запечатленными на картах. Сам Юнг считал, что при использовании таких инструментов как Таро или китайская Книга Перемен имеет место явления, названное им синхронистичностью. Карты выпадают не случайно, но по "многозначительному совпадению". Другие думают, что если даже ничего действительно мистического во время гадания и не происходит, гадатель работает с клиентом при помощи карт Таро в интерактивном порядке, выводя на поверхность скрытые тенденции и помогая ему осознать свои психологические и эмоциональные движения. Для такого типа работы лучше всего подходят именно Старшие арканы, поскольку в колоде Таро они больше всех других карт нагружены архетипическим содержанием" (Из книги Терезы Михельсен "Полное руководство по Таро".)
НЕФЕШ – (евр. душа), самая низкая из пяти духовных ступеней души, соответствует сефире малкут. Образует астросом человека и относится к материальному плану вместе с гуф (физическим телом). Нефеш входит в тело каждого человека в момент его рождения и служит источником всей его животной жизнеспособности и психофизических функций. После смерти человека нефеш некоторое время остается в могиле, а затем либо перевоплощается в новое тело (смотри Гилгул), либо переходит в одну из областей загробной жизни, где бывает вознаграждена или наказана в соответствии со своим поведением на земле.
РУАХ – (евр. ветер или дыхание). 1. Душа, то есть разум и чувство. Руах относится к астральному плану человека, связан с эмоциональным отношением человека ко Всевышнему и является вторым (после нешама) из четырех главных элементов человека в каббале. Руах пробуждается в человеке лишь в тот момент, когда человеку удается возвыситься над своей животной сущностью. После смерти человека руах попадает в земной рай, занимая в нем положение согласно своим земным заслугам. 2. Дыхание; дух Господа, пронизывающий творение.
НЕШАМА – в иудаизме и каббале – третья из пяти ступеней человеческой души, связана с интеллектуальным постижением Божественного. Нешама раскрывает высшие способности человека и, в особенности, его способность к мистическому восприятию Божества. По мнению автора Книги Зогар, нешама нисходит в человека от сефиры бина и порождается «священным бракосочетанием Царя и Царицы» (то есть Бога и Шехины). После смерти человека нешама возвращается в родную обитель, то есть в Непроявленное Ничто (смотри Эйн Соф). В отличие от нефеш и руах, она неподвластна греху, и потому не подлежит наказанию через перевоплощения и муки ада.