Для начала нужно написать что есть та или иная функция.
Классические функции Юнга подразделяются на:
Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.
Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.
Нужно сказать что классические функции с эпохи Юнга претерпели довольно значительные изменения, сейчас главным образом получилось две ветви где так или иначе выражены похожие на эти четыре функции:
Типология Майерс - Бриггс. И Соционика.
Система Майерс Бригс на мой взгляд уступает Соционическому подходу, т.к. последняя зарождалось как научная система, а первая как простейший тест. В связи с этим Майерс-Бриггс крайне формалистичная система ориентированная главным образом на тесты, а в соционике же подход к типированию намного более сложный. Думаю ни один уважающий себя соционик не скажет что тесты могут определить совершенно любые функции, скорее скажут что это не так.
Что интересно даже в типологии Майерс Бриггс функции не стали ближе к Соционике, скорее наметилось еще большее расхождение. В сравнении с Юнговскими соционическии функции выглядят так:
Мышление - Логика.
Чувство - Этика.
Ощущение - Сенсорика.
Интуиция - Интуиция.
Нужно заметить что в типологии Майерс-Бриггс деление на экстравертные и интровертные функции достаточно условно, т.е. постулируется что каждая функция может быть экстравертной, т.е. направленной вовне или интровертной т.е. направленной вовнутрь. Что это значит конкретно на мой взгляд не уточняется. В соционике же каждая функция, как экстравертная так и интровертная описывается совершенно отдельно, отдельно экстравертная и отдельно интровертная, некоторые эти функции различаются довольно сильно, что дает основания для совершенно иного, более реалистичного на мой взгляд, подхода к описанию типа. В соционике главное правильно понимать что та или иная функция обозначает на самом деле, в противном случае крайне легко запутаться в типах личности:
Итак, белая функция интровертная, а черная экстравертная. У функций соционики помимо цветов есть дополнительные названия, я же главным образом буду использовать цветовую дифференциацию.
Белая логика - абстрактная интровертная логика, направлена главным образом на решение таких задач как математические уравнения или задачи, кроме формальных, последние ближе к логике черной. Главным образом разработка новых идей и концепций. Условно ученые и инженеры, естественно в реальности в данной отрасли работают люди всех типов, но направление преимущественно такое.
Черная логика - формальная логика, направлена главным образом на решение множества формальных или же практических задач: таблицы, графики, программирование (простое), бухгалтерия, юриспруденция и т.д. Там где можно быстро извлечь практическую пользу, практически везде присутствует черная логика. Можно отметить что белая логика направлена как бы вглубь, а черная как бы вширь, у первой охват глубже, но менее широк, а у второй шире но более поверхностный.
Этика. Две очень разных функции. Белая направлена на отношения между людьми, при чем с акцентом скорее на внутреннюю сторону - кто как к кому относится, что сделал плохого или хорошего. Существует клише что Б. этика должна быть только доброжелательной, это не так, у каждой группы, по сути, может быть любая этика, это набор правил поведения чтобы тебя в данной группе приняли за "своего", у каждой группы своя этика.
Тут можно увидеть что объектом для манипулирования у логиков всегда будут объекты, а у этиков - субъекты, даже субъекты будут носить как бы черты объектов для первых и наоборот, даже объекты будут рассматриваться как субъекты у вторых.
Черная этика, это главным образом эмоции, т.е. главным образом производство внешнего впечатления, нужно заметить что все базовые черные этики великолепно владеют собственной мимикой, при этом отношения для них не так важны, это хорошие актеры, или люди профессий где нужна скорее актерская игра а не выстраивание отношений между людьми.
Далее можно увидеть что Белая логика как бы гармонично связана с Б. Этикой, т.к. по сути обе являются некими внутренними моделями, конструкциями, которых нет напрямую в реальности - нет никаких идеальных объектов или абстрактных теорий, также как не существует непосредственно неких бестелесных взаимоотношений - этики, обе эти вещи это по сути плод внутренней работы головного мозга - виртуальные модели, которые тем не менее головной мозг использует для взаимоотношений в сугубо реальном мире - выстраивает отношения между людьми и строит теории которые затем использует для построения сугубо реальных материальных объектов. Белая логика и Белая этика образуют одну базовую дихотомию - пару функций которые взаимно дополняют друг друга, но тем не менее одна как правило всегда является ведущей.
Второй из рассмотренных дихотомий является пара Ч. логика и Ч. Этика - обе направлены во вне и четко связаны с внешним миром - это либо внешние объекты, либо собственные телодвижения - мимика или конкретные внешние действия.
Тут мы подошли вплотную к такой вещи как признаки Рейнина, их множество но в данном этапе рассмотрим лишь один - признак статика/динамика, дело в том что в соционике всех людей можно разделить на две группы по данному признаку, так что у одной группы будут одни соционические функции (их половина), а у другой - другие (их тоже половина).
Например Ч.этики и Ч.логики это динамики, а белые логики и белые этики - статики. Весь мир как бы поделен на два лагеря для одних важна одна часть соционических функций, а для других - другая и это деление зачастую более явное чем такое понятие как вертность (экстраверт/интроверт - направленность наружу/внутрь) или нальность (иррациональность/рациональность). Всего функций в верхнем основном блоке модели соционики четыре, как я уже сказал эти функции одинаковые у каждой группы статиков и динамиков, разница лишь только в перестановках, например у кого-то ведущая белая этика, а у кого-то - белая логика, оба этих типа тем не менее будут статикам.
Вторая пара функций в верхнем блоке "модели А" (так она названа в Соционической науке) это Интуиция-Сенсорика.
Белая интровертная сенсорика, относится к функциям динамика, отвечает за все что связано с тактильными ощущениями а также со вкусом, как реальным, так и, отчасти, с визуальным, также все что касается достатка и материальных ценностей тоже может быть отнесено сюда.
Белая интровертная интуиция - вторая функция динамика - функция аскетизма, а также "спящий" режим организма. С данной функцией связано много неоднозначных толков, т.к. она имеет, наверное, наименее четкое определение, то ли за время отвечает, то ли за предсказания... :)
На самом же деле она отвечает за внутренние образы и предсказание внутренних процессов, используется часто для создания необычных образов, т.к. то что у человека внутри, в его сознании и подсознании, зачастую достаточно сильно отличается от того что находится снаружи.
Так же белые интуиты любят такие вещи как лотереи или рулетка, т.к. постоянно считают что им вот-вот повезет, т.к. живут зачастую своим внутренним миром в отрыве от реальности, такая функция зачастую помогает выжить в агрессивной внешней среде а также позволяет экономить энергию. Белые интуиты также зачастую непостоянны т.к. изменение внутреннего состояния приводит к изменению их поведения или же принятых ими решений, при этом внешняя ситуация может оставаться прежней, что будет повергать в шок внешнего наблюдателя и распускать слухи о непостоянстве данного типа людей.
Черная или же силовая сенсорика - все что связано с агрессией и отстаиванием своих прав, тут все просто, функция статика.
Черная интуиция, функция статики, связана с объективным миром, часто путают с белой (и наоборот), т.к. считается что обе связаны с причудливыми образами. Это не совсем так, объективная интуиция никак не связана с причудами, это всего больший по объему набор информации об окружающем мире, помогает делать разные предположения, однако не всегда позволяет логически обосновать указанные предположения.
Черная сенсорика и Черная интуиция также как и аналогичные функции белого цвета (интровертные) образуют две дихотомии. Белая интуиция переходит в белую сенсорику и наоборот, черная сенсорика переходит в черную интуицию.
Действует примерно так: при недостатке ресурсов белый сенсорик начинает работу с внутренним миром, чтобы подавить внешние сигналы - голода и т.п., а белый интуит способен переключаться с созерцания своего внутреннего мира во вне как только у него появляются избыточные ресурсы - еда, внимание, деньги и т.д.. Примером такой страны в которой как в культуре так и в повседневной жизни распространена как белая интуиция так и белая сенсорика является Франция.
Ч.сенсорики и Ч.интуиты зачастую сильно похожи, т.к. принадлежат к одному типу темперамента - сангвиник, в сложной ситуации ч. сенсорик начинает неплохо на интуитивном уровне соображать, а интуит может быть и вполне агрессивным.
Теперь что касается Таро (наконец-то)
В своей работе я буду опираться на книгу Г. Бедненко "Младшие арканы таро" т.к. она у меня есть в "твердом" экземпляре и я всегда могу в нее подсмотреть не прибегая к чтению чего бы то ни было в электронном виде.
Итак, что у нас есть, это масти Чаш, Мечей, Жезлов и Пентаклей.
Чаши самая интровертная масть, более всего ей подходит Юнговское Чувство, в соционике это Этика, однако только интровертная, т.к. экстравертные эмоции это уже несколько иное, также сюда же я отношу Белую, интровертную интуицию, как блуждание в своем собственном внутреннем мире, по моему накладывается очень даже хорошо:
"Чаши
Водный принцип масти здесь соответствует эмоциям и чувствам, как более длительным, постоянным или глубоким переживаниям. Это интуитивно-чувственное восприятие мира через свои переживания и ощущения. Чаши часто имеют отношения к любовным, романтическим отношениям, но кроме того - к дружеским, эмоционально близким связям, к творчеству и фантазиям..."
Мечи относятся к логике, однако сюда я не отношу черную логику, которую я отношу скорее к пентаклям, а вместо нее ставлю черную интуицию, которая также относится к познанию объективного мира.
На масть жезлов хорошо ложится черная сенсорика, а также и черная этика, т.к. масть жезлов наиболее экстравертная масть в таро.
"Жезлы
Огненный принцип соответствует мотивационному импульсу, стимулу, желанию. Он выражается в экспансии, проявлении своей воли и в сопротивлении давлению внешней среды. Это часто яркость, выразительность демонстрации, кроме того, центрированность на своих желаниях (это наиболее заметно в придворных картах)."
Масть пентаклей соответствует практичной белой сенсорике и черной формальной логике.
Известно что в соционике есть 16 социотипов и четыре квадры, по четыре типа на квадру, используя вышеприведенну технологию, получим, что альфе соответствуют Мечи, Бете - жезлы, Гамме - чаши и Дельте - пентакли, такой вывод можно сделать в силу того что именно эти масти присутствуют в удвоенном виде в каждой из этих квадр.
Как типичный представитель масти Чаш, хочу сказать, что в моём конкретном случае - это доподлинное описание базовой основы моей личности. Равно как и Жезлы полностью соответствуют написанному.
Alice_cat, спасибо за отзыв, хотелось бы уточнить "доподлинное описание" основы личности это касается мастей или нет? Если их описание, то это не мое, а Бедненко (автор указан выше), мое, это все что касается связи функций с мастями и описания самих этих функций, дело в том что в соционике на данный момент просто таки беда с не единообразием хоть в чем-то, даже с описаниями отдельных функций, не говоря уже о типах и принципах типирования, каждый пытается работать в некоей личной, субъективной манере, выходит часто плохо, т.к. сплошной разброд и шатание - "кто в лес, кто по дрова", особенная беда с белой, интровертной интуицией, из за некоей природной "кичливости" некоторых, туда, в эту функцию, скидывают много лишнего, как часть признаков черной интуиции (ЧИ), так и признаки черной логики, по принципу - "как у всех только еще больше и лучше", можно догадаться какие выводы из этого последуют, например не так давно имел возможность видеть такое утверждение: "Белая интуиция Есенина совсем не такая как белая интуиция Бальзака" типа первый ЧЭтик (Есенин), и поэтому его БИнтуиция совсем не такая как у ЧЛогика Бальзака, т.е. белая интуиция Есенина "витает в облаках" а у Бальзака она уже предсказывает, обобщает и ещё и вовремя подсказывает время... Про время на мой взгляд одна из самых закостенелых баек соционики, причина проста - все Бальзаки в силу природной практичности будут до последнего упираться и "бия себя пяткой в грудь" утверждать что БИ позволяет им с точностью чуть ли не до секунды предсказывать время... хотя банальный эксперимент с хронометром очевидно показывает что никакой кореляции со временем нет ни у кого - ошибаются все примерно одинаково, при этом миф про время все так живет и живет... Более того, никого до сих пор так и не удивил тот факт что хваленый "контроль за временем" у базовых Белых Интуитов совсем не приводит к тому что они никуда не опаздывают.... просто они, как они сами говорят, никуда и не торопятся, ну ладно бы это они так считали, так эта глупость почти всеми социониками переписана, "никуда не торопиться" это к слову куда более точно для БИ, т.к. БИ это приоритет внутренних ощущений над внешними факторами, просто природная практичность черных логиков как бы постоянно заставляет их приписывать себе некие особенные, дополнительные качества. Есенины же иногда описывают Белую Интуицию как состояние в полудреме - полусне, сны наяву, в силу того что у них нет творческой черой логики, да и вообще она у них как бы болевая(термин такой), она им не мешает делать блее правильные выводы относительно БИ, БИ как бы сканирует все внутренние ощущения и позволяет выдавать их вовне, зачастую в виде причудливых образов т.к. то что им грезиться зачастую еще не существует в реальном мире, поэтому их образы всегда как бы захватывающи, удивительны, не похожи на то что вокруг, как бы не реалистичны, ЧИ(черная интуиция) же наоборот все берет из объективного мира, из того что уже было или есть вокруг, поэтому ее образы всегда менее захватывающи, больше похожи на окружающую реальность, и, поэтому, как правило, не так захватывающи как вещи придуманные БИ. У Черных логиков же это выливается в некоторую хитринку, постоянно меняющееся собственное настроение позволяет им отчасти предугадывать поведение людей - когда им будет хотеться того или этого, пить, спать, есть, злиться и т.д., им это легко предугадать т.к. их Белая Интуиция уже не раз это же отслеживала и у себя, поэтому сделать "прогноз" на остальных для них уже не представляет особого труда, отсюда и все "мифические" описания описывающие у БИ предсказательные способности.
Сообщение отредактировал Rozhek_vod - 8.8.2014, 14:48
"доподлинное описание" основы личности это касается мастей или нет?
Это касается и мастей, и описания связи между функциями. Не могу однозначно сейчас утверждать, что все связи соответствуют мастям, но что касается Чаш - да, тут абсолютное сходство. Отношения между людьми и погружение в собственное Я для поиска ответов; наличие странных образов, которые воздействуют на меня бессознательно, я бы сказала. Т.е. у меня практически постоянно происходят такие вещи: я могу просто что-то ляпнуть невпопад, спустя время, это "что-то" происходит в жизни. Я точно знаю, позвонит или не позвонит мне какой-либо человек/придёт или не придёт. Если я говорю, что "не хочу/не надо" делать что-то, то при любых раскладах я в конце концов оказываюсь права.